|
<--Back
Новокельтский
стиль и его
отголоски на
материке
Оформление
книг
В 6 веке
группы
ирландских
миссионеров
хлынули на
европейский
континент, в
Галлию и в
более
отдаленные
области.
Особенно
важное
значение
имела
деятельность
Колумбана
младшего.
Благодаря
ему возникли
монастыри в
Бургундии (Аннеграй)
и важный
монастырь в
Люксей (северо-западнее
от Бельфора у
подножья
хребта Вогез),
центр
литературной
деятельности
и искусства
иллюминирования
книги. Из
последователей
Колумбана в
начале 7 века
работали в
Баварии
Эустазкй, а в
Швейцарии
Гавел; Килиан
во 2 половине 7
века
добрался до
самой
Тюрингии (он
был потом
убит у
Вюрцбурга).
Позже эти
пришельцы из
Ирландии
пользовались
официальной
поддерж кой.
Карл Великий
пригласил к
своему двору
в 782 г. Алкуина
из Йорка, по
происхождению,
вероятно,
ирландца, и
назначил его
аббатом в Тур;
в это же время
возникла и
придворная
школа, schola palatina.
Ирландские
миссионеры
обосновались
также в
епархиях
Пассау и
Зальцбург и,
по всей
вероятности,
проникли
даже в
Моравию еще
до расцвета
Великоморавской
державы. Они
распространяли
не только
веру;
благодаря им
появляются и
некоторые
типы
церковных
зданий.
Позднее
кельтское
искусство
достигло
полного
расцвета в 7-9
веках, как в
области
художественной
обработки
металла, так и
в области
иллюминирования
книг,
носившего
скорее
каллиграфический
характер (рисунки
пером лишь
слегка
оттенялись
красками).
Этот
новокельтский
стиль,
отчасти
идущий по
стопам
старого
кельтского
искусства,
особенно
кельтской
орнаментики,
воспринял и
много иных
элементов,
заимствованных
из поздней
антики, с юго-востока
и востока и,
наконец, из
искусства
коптов и
сирийцев.
Ирландская
область
сделалась
оплотом
христианства
на
европейском
западе, и
многие
монахи с
востока под
напором
исламской
экспансии
иногда были
вынуждены
искать
убежища в
этих
западных
монастырях.
Некоторые
элементы
новокельтского
стиля старое
кельтское
искусство не
знало,
например
ленточную
плетенку и
вообще
плетеные
узоры. Но зато
бесспорно
кельтский
характер
носит
спиральный
орнамент,
который в
ирландских
работах
превращается
в
трубкообразно
расширяющиеся
спирали или в
вихревые
спиральные
узоры.
Подобные
элементы
появляются
как в
украшении
изделий из
металлов, так
и в
иллюминировании
книг.
Делались
попытки
разбить
развитие
этого
новокельтского
стиля на три
главных
периода
следующим
образом: в
первом из них
(с середины 7
века) главное
место
принадлежит
Ирландии и
Шотландии,
где
возрождается
художественное
творчество, в
котором
постепенно
появляются и
фигурные
мотивы; во
втором
периоде, во
время борьбы
с викингами,
спиральный
орнамент
отходит на
задний план и
на первое
место
выдвигается
плетенка; в
третий
период, с
начала II века,
творческая
деятельность
сосредоточивается
главным
образом на
предметах
культа и
церковного
обихода -
мощехранильницах,
футлярах для
евангелия,
колокольчиках
и др. Много
изделий
ирландского
художественного
ремесла
хранится в
музеях на
островах,
особенно в
Дублине.
Однако и на
континенте
встречается
много
изделий,
связанных с
новокельтским
искусством.
Такова,
например,
известная
чаша Тассило (баварского
герцога
конца 8 века),
которую
некоторые
специалисты
считают
подражанием
англо-саксонскому
образцу, и ряд
других
бесспорно
южноанглийских
изделий.
Большое
значение
имеет
иллюминирование
ирландских
рукописей,
независимо
от того, было
ли оно
исполнено
непосредственно
в Ирландии (Scotia Major)
или в
Нортумберланде
и Уэльсе или
же в
некотором из
континентальных
монастырей.
Североанглийская
область, где
после
введения
христианства
возникла
самостоятельная
ирландская
церковь,
позже, после 664
г., была
присоединена
к римской
церкви, но и
там в
иллюминировании
книг
продолжало
отражаться
ирландское
влияние,
которое
сказывалось
и на материке.
Иллюминирование
книг в
ирландско-английской
среде
достигло
необыкновенного
расцвета, и до
настоящего
времени
сохранилось
много
памятников
этого
искусства.
Это книги
религиозного
содержания,
главным
образом
евангелия. Их
богатое
иллюминирование
носит по
преимуществу
абстрактный
и
геометрический
характер и
даже
фигурные
мотивы
подвергаются
глубокой
стилизации и
орнаментации.
Точное
датирование
книг
представляет
большие
трудности.
Некоторые
рукописи
относятся по
всей
вероятности
еще к 7 веку. В 8
веке
развитие
этого вида
искусства
достигло
своего
расцвета (Дурроу,
евангелие из
Линдисферна,
Эхтернах,
Лихтфильд,
евангелие из
Св. Гавлав
Швейцарии и
много других).
В роскошном
евангелии из
Келлса (BOOK of Kells,
Ирландия,
недалеко от
Дублина),
относящемся,
вероятно, к
концу 8 или
началу 9 века,
абстрактная
орнаментика
комбинируется
со звериными
и фигурными
мотивами,
которые сами
образуют
почти
орнаментальные
узоры.
Рукописи
этого вида
были
рассеяны по
всему
кельтскому
миру, повсюду,
куда
проникло
ирландско-шотландское
влияние. На
островах
викинги
дошли до
самой
Шотландии,
ирландская
же область
оказывала
сопротивление
и в
результате
битвы у
Клонтарфа в 1014
г. обеспечила
для себя еще
определенный
период
расцвета и
консолидации,
когда
художественное
творчество
ориентировалось
главным
образом на
нужды церкви.
Это
творчество
следует уже
оценивать с
точки зрения
средневекового
церковного
искусства. К
памятникам в
островной
области
необходимо
причислить и
каменные
кельтские
кресты, часто
очень богато
орнаментированные;
некоторые из
них
относятся
уже к II веку (Керью
в Уэльсе).
Кельтский
дух снова
ожил в Европе,
когда с II века
бродячие
певцы
распространяли
во Франции и
Германии
старые
кельтские
легенды, а
придворный
эпос облачал
старый мир
древнекельтских
сказаний в
новое
одеяние (Хрестьен
де Труае,
Готфрид из
Штрассбурга
и особенно
Вольфрам из
Эшенбаха),
воспевая
короля
Артура,
Персифаля, св.
Грааля и
Тристана и
Изольду. Во
время
крестовых
походов в эти
древнекельтские
отзвуки
вплетались
многие
восточные
элементы.
Когда под
влиянием
романтизма в
18 веке снова
возрос
интерес к
древнему
прошлому
народов, то
именно
кельтская
среда и
кельтское
наследие и
послужили
богатейшим
источником,
вдохновлявшим
выдающихся
представителей
европейской
культуры:
Гердера, Гете,
Шатобриана, Р.
Вагнера и др.
Ирландский
народ -
единственный
народ,
который
наиболее
полно
сохранил
свой
кельтский
характер. До
настоящего
времени
существует и
кельтское
литературное
творчество, в
котором
отражается
глубокая
любовь к
природе. С
произведениями
некоторых
поэтов
нашего
времени (Груффилд
в Кардифе,
Ропер Эр
Марсон в
Бретани и др.)
в переводе
хотя бы
частично
познакомил
европейскую
общественность
в 1944 г.
известный
знаток
кельтского
языка и
литературы Я.
Покорный.
|