|
<--Back
Кельтские
священные
места,
огражденные
участки и
святилища
Во
внутренних
районах
кельтского
мира, в
рейнских
областях и в
чешских
землях мы не
находили в
латенский
период
храмов и
святидищ
такого типа,
как в южной
Франции.
Здесь есть
лишь
доказательства
о
существовании
священных
мест
культового
характера,
ограниченных
забором,
валом или
рвом, в
большинстве
случаев
очень
простым.
Часто это был
лишь участок
земли, на
котором
находилась
роща со
священными
деревьями
или
определенное
дерево, а
иногда
просто кол
или столб.
Священными
были
некоторые
леса и горы, "1осi
consecrati",
священные
места, где
кельты
приносили
жертвы богам,
как нам
сообщает сам
Цезарь.
Необходимо
иметь в виду
старые
традиции и
обычаи,
которые
удержались с
предшествующих
времен. В
Кобенер
Вальд между
Кобленцом и
Майном была
обнаружена
круглая
площадка (Goloring)
диаметром
свыше 200 м,
окруженная
валом и
внутренним
рвом; в
возвышенной
центральной
части
находилась
столбовая
яма, в которой
первоначально
стоял
деревянный
столб, по-видимому
довольно
высокий.
Захоронений
на площадке
не было, но в
центре ее и во
рву были
найдены
гальштаттские
черепки.
Такие
объекты пока
имеют не
много
систематически
открытых
аналогий. В 1959 г.
работники
Института
археологии
Чехословацкой
Академии
наук открыли
под
руководством
А. Рыбовой в
Либеницах у
Колина в
средней
Чехии
овальный
культовый
объект
длиною более
80 м (80 x 20м),
ограниченный
рвом. В
восточной
половине
объекта была
система ям с
широкой
каменной
стелой,
отчасти
искусственно
обтесанной, а
перед ней
овальное
основание
некоего
жертвенного
стола,
составленное
из крупных
камней. Ввиду
того, что
рядом с ним
были найдены
следы дерева
и две шейных
гривны из
проволоки,
можно
предполагать,
что гривны в
свое время
находились
на
деревянном
столбе (или
столбах), а
вокруг этого
символа
производились
культовые
обряды.
Множество
костей
животных
также
говорит о
жертвоприношениях.
Керамика,
найденная в
этом месте (главным
образом
черепки),
относится к
гальштаттско-латенскому
времени,
примерно к 4-3
векам. Во
второй
половине
культовой
площадки был
найден
костяк
женщины,
относящийся
приблизительно
к 3 веку, с
погребальным
инвентарем
кельтского
характера, с
латенскими
бронзовыми
фибулами со
свободной
пяткой, с
кольцами и
браслетами.
Это уже
второй
объект
культового
характера в
Чехии. В
первом, в
МшецкихЖехровицах,
по-видимому
более
позднем, была
найдена
голова героя (рис.
44). Нельзя
забывать, что
в латенское
время роль
символа
божественного
могущества
играли также
шейные
гривны
высокохудожественной
работы.
Серебряный
торквес из
Трихтингена
в Германии (таб.
XXII, железная
основа),
блестящая
кельтская
работа
примерно 2
века до н.э.,
весит 6,75 кг и
использование
его в
качестве
шейной
гривны мало
вероятно;
скорее всего
он висел на
каком-нибудь
деревянном
столбе или
идоле. В
Фрилфорде в
Беркшире
было открыто
место с
шестью
большими
столбовыми
ямами,
идущими
двумя
параллельными
рядами; у
подножья
одного
столба был
умышленно
положен
железный
сошник;
реконструировать
всю площадку
уже не было
возможности.
Судя по
найденным в
погребениях
фибулам,
можно
говорить о
латенском
времени и
периоде
галльско-римском.
В Экюри-ле-Репо
были в центре
огороженной
площадки
четыре
столбовые
ямы,
расположенные
по квадрату, с
большой ямой
посредине;
вполне
возможно, что
там когда-то
находилось
крытое
сооружение
со священным
столбом или
изображением
бога.
Упоминавшаяся
выше голова
кельта с
торквесом,
найденная в
Мшецких
Жехровицах,
была
обнаружена в
яме,
находящейся
на
прямоугольной
площадке
площадью 200 X 105 м
с насыпным
валом,
разделенной
внутри
дополнительными
валами на три
части;
несомненно,
что и здесь
было место
культа.
Некоторые
деревья
наделялись
божественными
качествами
или хотя бы
магической
силой.
Доказательства
этого
имеются и в
более
поздних
римских
надписях или
в ирландских
текстах. В них
упоминаются
боги дуба и
бука (deus fagus - бог
бука, deus sex arbores - бог
шести
деревьев, deus robus -
бог дуба и др.).
Согласно
Максиму
Тирскому
ствол дуба
служил
кельтам в
качестве
статуи
Юпитера. В
Ирландии
встречаются
упоминания о
священном
дереве (bile) и
некоторые
личные и
племенные
имена
говорят о той
же связи (ирландский
Мак Ибар, сын
тиса,
название
Эбуронес
заключает в
себе также
название
тиса,
галльское
имя Гуидген
означает,
вероятно, сын
дерева, леса
или ольхи).
Некоторые
кельтские
священные
места были
связаны с
захоронениями
или, возможно,
захоронения
выдающихся
лиц служили
основой
священности
этих мест. Нам
известен
относящийся
к раннему
периоду
камень из
Штоккаха в
Вюртемберге,
связанный с
трупосожжением
под курганом.
В северо-восточной
Франции на
Марне есть
площадки,
окруженные
четырехугольным
рвом,
служащие
общими
местами
погребения
для
определенных
родов. Обычай
сооружать
круг (ров)
вокруг
захоронения
или вокруг
всего
кургана был
довольно
распространен
еще с
бронзового
века и
сохранился в
гальштаттское
и латенское
время. Из
этого не
следует,
однако, что
вообще
кельтский
храм был по
существу
огороженной
могилой
какого-либо
героя. В
топонимике
почти во всём
кельтском
мире широко
распространено
слово "неметон",
которое,
вероятно,
также имеет
связь со
священностью
места "Неметон",
по всей
вероятности,
кельтское
святилище, не
всегда было
зданием:
часто, по-видимому,
это была
только
священная
роща. В северо-западной
части
Иберийского
полуострова
упоминается
Неметобрига,
на
территории
атребатов в
северо-западной
Галлии
Неметакум, в
малоазиатской
области -
Друнеметон,
как место
собрания
галатов; в
Британии
находился
Вернеметон, в
южной
Шотландии -
Медионеметон.
В Ирландии,
согласно
Пауэлу, "фиднемед"
означало
священный
лес,
латинские
глоссы
присоединяют
к слову "немет"
слово saclleum,
ограда, место
культа.
Автору
глоссы 8 века
известно
слово "нимидас"
- священное
место в лесу
или роще.
Более
поздние
записи также
говорят о
лесе Немет, а
по
свидетельству
древних
писателей,
друиды часто
совершали
обряды и
жертвоприношения
в лесах. В
Швейцарии
еще в римский
период
почитались
боги гор и рек.
Четырехугольные
священные
объекты с
насыпями, по
всей
вероятности,
являются
предшественниками
кельтских
святилищ,
которые под
римским
влиянием
превратились
в
четырехугольные
здания, часто
окруженные
колоннадой
или оградой.
Галльско-римские
святилища
этого типа,
четырехугольные
и
кольцеобразные,
иногда
располагались
и на вершинах
холмов; о них
мы упомянем
ниже. Весьма
почитались
священные
источники,
родники,
заводи и
некоторые
болота и
торфяники,
как об этом
еще в
древности
упоминает
Посидоний.
|