|
<--Back
Кельтские
маски
Очень
важную роль в
культовой
жизни
кельтов
играла маска,
Кельтские
маски не
представляют
собою верных
изображений
богов или
героев и не
всегда
предназначались
для
человеческого
лица. Они
скорее
символы,
служащие
культовым
целям, сильно
стилизованы
и часто по
размерам
гораздо
меньше
человеческого
лица. Маска
кельтского
героя из
пиренейской
области во
Франции,
найденная
еще в 1870 г. (рис. 45),
вычеканена
из
бронзового
листа и
надевалась
на
деревянный
столб, как
показывает
отделка шеи. 'Высота
ее - 17,2 см, сзади
она открыта,
спереди
вырезаны
глазные
впадины,
которые
первоначально
были
заполнены
стеклом,
эмалью или
самоцветами.
Волосы
уложены
спиралеобразно,
усы и борода
нанесены в
виде S-образных
завитков;
форма носа и
губ вместе с
остальными
признаками
позволяют
отнести ее к 3
или 2 веку до н.э.
Высота
мужской
маски из
Гарансьер-ан-Бос
(Эр и Луар),
найденной в 1864
г. в области у
Шартр на юго-запад
от Парижа,
всего 9,8 см; она
сделана из
бронзового
листа, сзади
опять-таки
открыта, усы
отсутствуют (рис.
46), глазные
впадины
также пусты. В
общем в ней
сохранен
кельтский
характер,
хотя черты ее
более резки;
относится же
она скорее к
более
поздним
кельтским
бронзам. От
Пиренеев
через Луару
до Сены и
Марны
принцип
масок в общем
был схожим. В
конце
латенского и
в начале
римского
периодов
появляются
также
железные
маски (маска
из Аллансона,
деп. Эр и
Луары, из
храмового
клада, высота
12 см). В музеях
Чехии также
имеются
обломки
железных
масок (окрестности
г. Кладно),
однако
датировать
их трудно.
Кельтские
маски и
головы, по-видимому,
помещались
иногда по
сторонам
жертвенных
столов, судя
по находкам в
Сан-Маргаретен
в Лавантской
долине,
которые,
впрочем,
относятся
уже к
римскому
периоду.
Мелкие
бронзы, как
указано выше,
были широко
распространены
в
позднелатенское
время и в
начале
римского
периода. Это
уже иной вид
скульптуры,
где
появляются
фигуральные
изображения
в ритуальной
наготе, но уже
в движении.
Иллюстрацией
могут
служить
несколько
бронзовых
фигур из Неви-ан-Сюлли
(деп. Луара)
или из Сан-Лоран-де-Буа
(деп. Луары и
Шер, фигурки
танцовщиц,
идущих
мужчин и др.).
Иной
характер
носят также
работы
римских
художников,
которые
придают
скульптурным
изображениям
галлов
гораздо
больше
жизненности.
Голова из
Приллы (кант.
Ваадт,
Швейцария)
представляет
такой тип
изображения
швейцарского
кельта.
Художник
исполнил ее в
бронзе (глаза
из меди) и
сохранил в
ней не
которые
черты
кельтского
искусства.
|