|
<--Back
ПРАИСТОРИЧЕСКИЙ
ФОН
ВСТУПЛЕНИЯ
КЕЛЬТОВ В
ИСТОРИЮ
В первой
половине
последнего
тысячелетия
до н. э. из
массы
безыменных
первобытных
народов на
территории
севернее от
Альп первыми
выделились
кельтские
племена,
начальные
страницы
писаной
истории
которых были
отмечены
кровавыми
битвами и
опустошительными
набегами на
богатейшие
центры того
времени, что
привело в
смятение
остальную
Европу.
Образованный
южный, в
частности
греческий и
римский мир,
которому мы
обязаны
первыми
сведениями
по
древнейшей
истории
Европы, до
той поры о
кельтах
ничего не
знал. А между
тем на
северо-запад
от Альп в
сложном
процессе
рождалась
общность
этого
удивительного
народа,
который
первым из
варваров,
как их любил
называть
южный мир,
стал
классическим
представителем
"варварского"
мира. Народ
этот сблизил
Среднюю
Европу с
южной средой
и благодаря
своим
творческим
способностям
завершил
развитие
первобытной
цивилизации
на
территории
севернее от
Альп. К этому
времени, т. е.
примерно к
концу 6-5 вв. до н.
э. в
кельтской
среде уже
произошли
важные
экономические
и
общественные
перемены,
общественное
расслоение,
вызванное в
первую
очередь
местными
условиями и
предпосылками.
Возникли
многочисленные
центры
власти
местной
племенной
знати, о
которых
южный мир
узнавал
тогда, когда
для него
было
экономически
выгодно
поставлять
им свои
изделия,
помогая
таким
образом
повышать
жизненный
уровень и
блеск
господствующего
слоя. И вдруг
хорошо
вооруженные
группы
кельтов
дерзко и
отважно
напали на
важнейшие
центры
образованного
юга,
вторглись в
Северную
Италию,
заняли даже
Рим и
проникли
далеко к
самой
Сицилии; в то
же время
другая волна
направилась
в Карпатскую
котловину,
на Балканы и
даже в Малую
Азию. Южный
мир был
ошеломлен их
упорством в
бою, их
отвагой,
мужеством и
жадностью.
Только
теперь он
оказался
лицом к лицу
с неприятным
фактом, что
за Альпами
вырос
многочисленный
народ,
который в
течение
следующей
половины
тысячелетия
европейской
истории стал
важным
военным и
политическим
фактором.
Поэтому уже
в 4 в. кельты
считались
одним из
крупнейших
варварских
народов
тогдашнего
мира наряду
с персами и
скифами. И
все-таки
этот народ
не достиг
полного
этнического
единства и
не создал
единого
государственного
образования,
державы,
которая
объединила
бы различные
племена в
единое
организованное
и устойчивое
целое. Народ
этот был
раздроблен
на множество
более или
менее
крупных
племенных
образований,
говоривших
на разных,
хотя и
родственных
диалектах,
большинство
которых
исчезло в
более
позднее
время.
Греческий
мир называл
их Keltoi, кельты.
По всей
вероятности
это название
распространилось
именно в
кульминационный
период
расцвета
центров
власти
господствующего
слоя, если не
ранее, то во
всяком
случае не
позже 6 в., и не
исключено,
что
первоначально
это было
название
одного из
племен, а
возможно и
лишь
господствующего
рода,
которое
затем было
присвоено
всему народу.
Было бы
однако
ошибкой
предполагать,
что
существовал
какой-то
пракельтский
язык, как
первоначальный,
послуживший
основой всех
позднейших
диалектов.
Существовал
ряд
различных
диалектов,
как
существовало
в древнее
время
сплетение
культур и
культурных
групп,
которые
позже
послужили
объединяющей
основой
кельтской
культуры и
единого
стиля.
Название Keltoi
стало
известно
остальному
миру раньше
других.
Римляне
однако
называли
кельтский
народ "галлами"
(Galli) и от этого
слова позже
произошли
названия
Цисальпинская
Галлия (Gallia Cisalpina в
северной
части
современной
Италии),
Нарбонская
Галлия (Gallia Narbonensis) в
южной
Франции) и
Трансальпийская
Галлия в
центре
современной
Франции,
хорошо
известная по
Галльской
войне,
которую в
последнем
столетии до
нашей эры
вел римский
военачальник
Г. Ю. Цезарь.
Позже, опять-таки
в те времена,
когда старые
центры
гальштаттской
культуры уже
давно пришли
в упадок,
появляется
название Galatae,
галаты. Этим
названием
пользуется в
своей "Всеобщей
истории"
Полибий,
образованный
грек,
знакомый с
римской
средой,
который
лично
побывал
также в
Испании и
южной
Франции (умер
в 120 г. до н.э.), а
вслед за ним
и другие
греческие
писатели.
Так
называлась и
внутренняя
часть Малой
Азии (Галатия),
куда
проникли
галлы. Об
этих галатах
в Малой Азии
утверждают,
что их язык
был
родственен
языку
треверов, то
есть кельтов,
живших в
области
нынешнего
Трира (об
этом
свидетельствует
еще в 4 в. св.
Иероним). Но
все эти
названия
представляют
собою более
или менее
синонимы.
Диодор
Сицилийский,
объездивший
большую
часть Европы,
и Цезарь,
долгое время
воевавший в
Галлии,
говорят, что
названия Galli и Galatae
относятся к
тому же
народу,
который
называется Keltoi,
по латыни Celtae;
Диодор
считает
название "кельты"
более
правильным.
Подобное
толкование
мы находим и
у историков
и географов
более
позднего
времени.
Только в
Британии,
как кажется,
это название
не было
столь
обычным.
Область
расселения
кельтов
первоначально
была
значительно
меньше. Даже
Галлия (современная
Франция),
основная
опора
кельтского
могущества и
арена
римской
агрессии в
последнем
столетии,
первоначально
не вся была
заселена ими.
Однако в
древние
времена в
основную
кельтскую
территорию
входила
также Южная
Германия и
часть Чехии,
а в
последующие
столетия
новые волны
кельтов
овладели
почти всей
Средней
Европой, в
том числе и
нынешней
Чехословакией.
В средние
века о
кельтских
поселениях в
Чехии забыли,
так что и
древнейший
чешский
летописец
Козьма
Пражский (умер
в 1125 г.) считал,
что первыми
жителями
Чехии были
люди,
сопровождавшие
праотца Чеха.
Это мнение
продержалось
вплоть до 15 в.
Только
Даниэль из
Велеславина,
чешский
книгоиздатель,
выпустивший
в 16 в. Хронику
Сильвия и
Кутена,
отметил в
предисловии,
что, как
установлено
историей,
первым
населением в
Чехии было
галльское
племя бойев,
по имени
которых и
была названа
страна
Богемией (Boiohemum). С
тех пор этот
факт уже не
забывался, а
в 19 в. он был
научно
доказан, в
частности Фр.
Палацким. А Я.
Э. Воцел в
своей "Первобытной
истории
земли
чешской" ("Pravekzemeceske"),
вышедшей в 1868 г.,
также
считает
заселение
Чехии
кельтами
бесспорным.
Поэтому
картина
древнейшего
прошлого
кельтов для
нас особенно
интересна и
увлекательна,
так как и
территория
Средней
Европы была
ареной
событий,
составляющих
немаловажную
часть
кельтской
истории, а
последующие
эпохи
унаследовали
немало из
древней
цивилизации
кельтов.
Современное
состояние
науки
позволяет
нам
обратиться и
к древнейшей
эпохе, к
праисторическому
прошлому
племен,
позже
ставших
известными
под
названием
кельтских.
Начиная с 5 в
до н. э.,
название "кельты"
быстро
распространялось
по тогдашней
Европе. Но то,
что было до 5 в.,
долго
оставалось
загадкой. С
конца 18 в. под
влиянием
романтизма
возрастает
интерес к
прошлому
кельтов,
проявлявшийся
уже ранее в
Западной
Европе и на
Британских
островах,
где жило
много
потомков
этого народа.
Этот интерес
превратился
в настоящую
кельтоманию,
в результате
чего, часто
без какого-либо
критического
подхода,
собирались
подлинные и
мнимые
свидетельства
о славном
прошлом
кельтов. Еще
с 17 в.
существовало
мнение, что
кельты на
западном
побережье
Франции и
Англии были
строителями
мегалитических
сооружений,
возведенных
из крупных
каменных
глыб, как
менгиров (высоких
стоячих
монолитов) и
дольменов (похоронных
камер из
крупных
камней), так и
длинных
каменных
аллей или
кругообразных
сооружений (Stonehenge),
которые
считаются
астрономическими
обсерваториями
и местами
культа.
Романтики
считали
кельтов
древнейшим
народом,
отождествляли
их с
потомками
библейских
персонажей и
часто на
основе
произвольных
этимологических
сравнений
приходили к
выводу, что
кельты были
расселены
почти по
всей Европе.
Представления
о высоком
уровне
развития
кельтов
подкреплялись
также
литературными
фальсификатами.
Самыми
известными
из них
являются
эпические
произведения
шотландского
поэта Д.
Макферсона,
относящиеся
к 1760-1763 гг.,
которые
автор
выдавал за
перевод с
кельтского
творений
Оссиана,
кельтского
барда,
жившего в 3 в.
Отголоски
пустого
этимологизирования
удержались
очень долго,
по существу
до нашего
времени, и в
течение
всего этого
процесса
самые
разнообразные
археологические
находки без
разбора
приписывались
кельтам. Еще
в конце
прошлого
века
наблюдались
панкельтские
тенденции
как
противовес
воинствующему
германизму
или
английскому
империализму
и до того же
времени
считались
подлинными
бретонские
народные
песни,
повествующие
о
сопротивлении
друидов
христианству
или о борьбе
с франками; в
действительности
же это были
произведения
Эрсарта де
ла
Виллемарке,
изданные в 1839 г.
На западе,
следовательно,
кельтские
традиции
были очень
сильны и
поддерживались
самыми
разнообразными
источниками
и
памятниками;
это были
сообщения
древних
писателей,
рассказывающих
о жизни
кельтов и их
воинственности,
литературные
памятники
галльско -
римской
эпохи, в
особенности
надписи на
надгробных
камнях и
подобных
сооружениях,
этимологическая
связь в
названиях
рек,
местностей и
возвышенностей,
кельтские
монеты,
находки
которых
быстро
множились,
предметы
кельтского
искусства и
материальные
памятники в
природе и,
наконец,
случайные
антропологические
исследования.
Источники,
как видно,
всесторонние,
разной
ценности и
по разному
толкуемые.
Еще в 19 в.
появляются
крупные
работы
исторического,
филологического,
нумизматического
и наконец
археологического
характера, и
в настоящее
время эта
литература
почти
необозрима.
Да и не
удивительно,
так как
различные
этапы
развития
кельтского
общества и
цивилизации
были связаны
с
территорией
значительной
части Европы,
простирающейся
от Ирландии
и Шотландии
на северо-западе
до самого
Черного моря
на юго-востоке
|