Рассказ о жизни Марха, ученика друида Брана.
История записана у престола Дагды, непосредственно после смерти, является текстом
от лица персонажа, написанным в изрядной степени погружения, и подвергнута лишь минимальной грамматической правке. Мнение Марха, ученика Брана,
может не совпадать с моим собственным. Все совпадения названий, имён и событий следует считать случайными. ;-)
Макс, игрок.
Я родился в земле Ирландии 21 год тому назад. Отца своего я не знал, мать же моя умерла, когда мне было от роду 4 года. В жизни своей я перепробовал множество разных занятий, пытался быть воином, охотником, музыкантом, ремесленником, но не смог найти себя ни в одном из этих дел. Так шла моя жизнь, пока не встретил я друида Брана из Священной Рощи Лейнстера. Он обучил меня древним знаниям о богах, людях и земле Ирландии. Он оказался первым человеком, быть с которым подолгу не было для меня в тягость; ни в тиши и покое Священной Рощи, ни на дорогах, в городах и святилищах всех пятин нашей страны. Он видел во мне человека, не гнушаясь ни моим низким происхождением, ни слухами о том, что моя мать подогу пропадала в Холмах и отцом моим мог быть кто-то из Сидов. Я оказался способным учеником, и многие из умений моего учителя легко дались мне, поскольку иногда, не понимая даже умом производимых действий и обрядов, сердцем я чувствовал, где в них мое место, в чем моя роль и что должно быть совершено. Так счастливо шла моя жизнь в Священной Роще Лейнстера до тех пор, пока не появились в нашей стране жрецы Белого Бога. Но лучше изложить все по порядку.
В светлый праздник Самайн, исполнив танец огня во имя Бэла, и участвуя потом в праздничных играх, познакомился я с девушкой, назвавшейся ученицей кого-то из Сидов, и услышал удивительные вещи о ее ученичестве. Я просил богов, чтобы довелось свидеться нам еще раз, и я увидел ее потом два раза, но закончить наш разговор нам так и не удалось. Потом, увидев королеву Мюнстера, покинутую своим супругом и скучающую, счел я долгом своим развлечь ее, и долго гуляли мы еще по лугам и лесам Тары. Ничего более достойного рассказа в тот год до глубокой зимы не случилось.
На следующий год, завершив все свои дела и приготовления в Священной Роще, отправились мы с учителем моим Браном на совет друидов в Уснех. Много речей было сказано там, и вынес Верховный Друид решение, что следует нам обратиться к лихим людям, чтобы поймали они живым кого-то из христиан и привели к мудрым, дабы могли они допросить их и проверить, люди ли они и что несут они земле Ирландии. Возвращаясь с совета, встретил я бардов, идущих дорогой из Мюнстера, и была с ними сестра одного из них, потерявшая свою память. Я пригласил их посетить Священную Рощу, дабы я или мой учитель смогли исцелить страждущую. Лишь по дороге я узнал, что одна из идущих с ними – христианка. Тем не менее мы приняли их в общем святилище Рощи, я сварил отвар священного гриба, мой учитель принес жертвы и вознес молитвы, и страждущая была исцелена. Христианка же, при этом присутствовавшая, не приняла произошедшего, и в наивности своей приписывая себе могущество друидов, утверждала, что она тоже молилась в это время, и что ее молитва была услышана их Белым Богом. Но все же зерно сомнения пустило ростки в ее душе, и она пожелала увидеть жреца своего Бога, человека со странным именем Палладий. Нам стало известно, что пребывает он в Лейнстере и гостит в столице у нашего короля, и мы вышли туда.
Мы застали этого человека покидающим пределы нашей столицы, и эта христианка, а потом и друиды Лейнстера и я стали задавать ему вопросы о его вере и чудесах, но его ответы его были расплывчаты и туманны, и не впечатлил он нас своим рассказом, хотя и христианка не пошатнулась в своей вере. Мы же вернулись в Рощу.
Через некоторое время пришел к нам верховный друид Лейнстера и привел с собой христианку, плененную кланом О’Бакшне. Приведенная была прекрасна собой, с ловким и сильным телом прирожденной воительницы, истинной дочерью земли Ирландии, и, как выяснилось позже, еще и королевского рода – она была дочерью бывшего короля Ульстера. Но, приведенная к нам, была она устала и напугана. При допросе выяснилось, что она человек, а не фомор, как предполагали некоторые из друидов. Друид Лейнстера, чтящий прежде других богов Кромм Круаха, предлагал провести вскрытие, чтобы удостовериться окончательно, но его удалось уговорить отложить это до прибытия Верховного Друида. Верховный Друид, проводивший допрос другой христианки, вскоре прибыл, но новый допрос не дал ничего нового – она – человек, верящий во все, что говорит нам. Друид Лейнстера опять предлагал принести ее в жертву на алтаре, чтобы оставить произошедшее в тайне от непосвященных, но мне удалось уговорить Верховного Друида изменить решение на следующее: эта девушка по имени Эри не выйдет из Священной Рощи будучи христианкой. Но если мне и моему учителю удастся примером и убеждением вернуть ее к вере ее предков, и принесет она жертвы в святилищах Рощи и святилище столицы Лейнстера, то вольна она будет в жизни своей на земле Ирландии. Нелегкий труд взял на себя я, поклявшись сделать все, чтобы вернуть прекрасную Эри в веру предков, но счастливым стал для меня этот труд. Многие дни бродили мы по священной роще и разговаривали о Белом Боге и других богах, и почувствовал я, что сердца наши бьются в такт, и рада бывает прекрасная Эри, если беру я ее за руку, чтобы показать трудно различимую тропу или помочь перебраться через камни и лежащие деревья. Эри делила кров и пищу со мной и моим учителем, но вера ее оставалась неколебима. Узнав о том, что ее решение может привести к войне и уничтожению христиан, просила она меня об оружии или яде, чтобы покончить с собой, но не мог я выполнить ее просьбы, ибо это осквернило бы Священную Рощу, нарушило бы мою клятву, и я потерял бы прекрасную Эри навсегда. Мой учитель являл ей чудеса, принимая облик змеи и беседуя с ней в этом облике; я учил ее разговаривать с деревьями, ибо человек по имени Палладий убеждал ее, что нет у деревьев души; я рассказывал ей о тех вещах, которые слышал о христианах на совете друидов, о том, что в Галлии, куда пришли они давно, не осталось друидов и вырублены священные рощи. И лишь когда вспомнила она слова Палладия о том, что был он епископом в Галлии, прежде, чем явиться в землю Ирландии, поколебалась вера ее. И тогда отвел я ее в тайное святилище Священной Рощи, и там открылись ее глаза. И там же, в тайном святилище Священной Рощи слились в экстазе наши тела, и обильную жертву принесли мы богу Белю, богу сжигающей страсти.
И прошли мы потом по всем алтарям и святилищам Священной Рощи и принесли жертвы всем богам нашим и наших предков.
Тогда же явилась в Священную Рощу странница, на словах преданная нашим богам, но живущая с христианской общиной, и говорила с Эри и просила ее о помощи в своих делах. Поговорив с ней, мы отправились в Лейнстер, придя туда как раз на свадьбу, и праздник украсился вестью о том, что Эри, достойная дочь ирландской земли, вернулась в веру предков, и принесла она обильные жертвы в святилище Лейнстера. Мы поговорили с королем Лейнстера, и он приказал отковать для прекрасной Эри меч, взамен того, что отобрали у нее при пленении люди О’Бакшне.
Затем мы отправились на праздник в Мюнстер, и много было там веселья, песен и игр, много славных бардов и филидов-рассказчиков, но услышали мы там и тревожные вещи. Воины Ульстера, неистовые Круитни, разгоряченные элем, танцами и играми, вели речи о переделе Ирландии, об уничтожении ее пятин, о владычестве Ульстера над Коннахтом, а со временем и Мюнстером. Впрочем, речи эти не омрачили наш праздник, ибо велика была наша радость от обретения друг друга.
После праздника же отправились мы по просьбе прекрасной Эри в общину христиан в землях Мюнстера, чтобы смогла она задать вопросы свои Палладию и уличить его во лжи. Каково же было удивление наше, когда вскоре после нас явились в христианскую общину те самые Круитни из Ульстера, и Палладий поил их элем и дорогим вином и, с мастерством филида бросая слова одобрения в огонь их неистовства, подстрекал их на передел Ирландии, остальные же христиане делали вид, что не слышат речей этих. Увидев и услышав то, что хотели, вернулись мы в Священную Рощу и рассказали учителю нашему, ибо Бран согласился взять Эри к себе в ученицы и оставить ее в Священной Роще, что видели и слышали мы в общине христиан, и решили поведать об этом на следующем совете друидов. Более ничего достойного рассказа в этот год не смлучилось.
На следующий год отправились мы сперва на совет друидов, где говорили о заразе христианства, что поразила землю Ирландии, и о выборе нового короля. Совет постановил, что жрецы христиан должны покинуть наши земли, а тех, кто ими обманут, следует попытаться спасти.
Затем мы с Эри оставили нашего учителя Брана и отправились в Лейнстер, чтобы призвать короля на праздник Быка в Тару. Там же, в Лейнстере, король вручил Эри откованный для нее меч.
Что произошло на празднике Быка в Таре рассказывать нету смысла, ибо филиды и барды нашей земли разнесли эти вести во все пятины Ирландии, и не оказал я влияния на эти события. После праздника Быка отправились мы в Лейнстер и увидели друида Лейнстера стоящим у ворот Лейнстера, и узнали у него, что жрецы христиан вошли в город и творят бесчинства там, друид же вышел из города, поскольку христиане воспользовались гейсом королевского сына, чтобы запретить друидам входить в город. Тогда мы с Эри, не являясь еще друидами, вошли в город и видели, как христиане насылали болезни на жителей Лейнстера, как одна из женщин родила по их вине мертвого ребенка, и они воскресили его, чтобы показать свое могущество. Не вынеся этих зрелищ, верховный друид Лейнстера вошел в город и воззвал к древним забытым богам, и явились их посланцы и исправили все зло, содеянное христианами, и были христианские жрецы изгнаны из города, и сказали им, что нет им приюта ни в Лейнстере, ни в одной из пятин Ирландии. Тем временем к воротам города подошел еще один жрец Белого Бога и стал спорить с теми по вопросам веры их. Тогда я вышел на насыпь за стеной и сказал ему, что нет им места в земле Ирландии и пусть убираются они туда, откуда пришли. Он же протянул руку и сказал какие-то слова, и после этого странная сила приподняла меня и бросила оземь и причинила мне рану, но мой учитель исцелил меня.
Затем другие два жреца-христианина пошли по дороге прочь, но на дорогу выскочил воин с мечом и убил обоих. Тогда тот жрец, назвавшийся Патриком, попросил о помощи моего учителя, чтобы тот помог ему доставить убитых в их обитель, и учитель мой согласился. Мы и воины Лейнстера отправились в обитель христиан. Встретив по дороге Верховного Друида, мы рассказали о случившемся ему. Он же отказался изгнать этого жреца из нашей земли, дав ему срок до следующего Самайна. Тогда я, поскольку этот жрец ранил меня, вызвал его на поединок, но он сказал, что нет при нем оружия. Тогда предложил я поединок без оружия, только лишь колдовской силой, и согласился он на это. Мы с учителем отправились в нашу Рощу, где, пройдя ритуал, приняли облик змей и в этом облике отправились мы к святилищу христиан и вползли в него. Я увидел человека по имени Патрик, жреца и женщин, выбегающих из святилища, и я обратился к нему, спросив, готов ли он к поединку. Он начал говорить, но слишком поздно понял я, что не отвечает он мне, а обращается к своему Богу, и призвал он с неба молнию и убил меня.
Марх, ученик друида.