6.
ОРИЕНТАЦИЯ.
Ориентация
основана на “нордических”
понятиях,
идентичных
для этих
праздников и
календаря в
целом: одни и
те же
ирландские
слова
обозначают
низ и север (ichtar)
и, как
соединение
противоположностей,
верх и юг (t
ъa s
).
Север
располагался
слева, а юг – справа:
солнце,
движущееся с
востока на
запад,
светит весь
день с юга:
это светлая
половина
мира,
обитель
светоносных
богов и
живых людей;
солнце,
движущееся
ночью с
запада на
восток,
находится на
севере: это
область сида,
обитель
таинственных
и мрачных
богов, а
также
область
мертвых.
Ирландцы
(и все
остальные
кельты)
соблюдали
большую
предосторожность,
когда им
случалось
идти по
кругу (к
такого рода
хождению
относился
ежегодный
круговой
обход
ирландских
королей), они
шагали вслед
за солнцем,
вправо,
произнося
заклятия
против
дурного
глаза и
стараясь не
упустить
добрых
предзнаменований.
Появление
с левой
стороны
означало,
напротив,
знак
враждебности
или вызова.
Ворота в
галльские oppida
иногда
располагались
таким
образом,
чтобы
въезжающие в
них
колесницы
появлялись с
правой
стороны.
Когда юный
ольстерский
герой
Кухулин,
возвращаясь
со своей
первой битвы,
появился
перед
укреплениями
Эмайн Махи
слева,
королем
Конхобаром
овладело
настоящее
смятение: он
послал
навстречу
мальчику
королеву в
сопровождении
пятидесяти
голых женщин,
которые
должны были
смутить
детскую
невинность
героя. Затем,
воспользовавшись
замешательством
героя, его
схватили и
окунули в
три чана с
ледяной
водой, чтобы
тем самым
умерить его
воинственный
пыл. В
кельтском
фольклоре
сохранились
многочисленные
упоминания о
благодетельном
dextratio (хождении
вправо), а
судя по
некоторым
источникам,
оно
существовало
у всех
древних
кельтов.