Ирландский костюм
Благодарим Олега Зотова
aka Ercaidh за предоставленный материал.
Составлено Дану и
Ercaidh, 2001
Ткань
Доступные ткани
Цвета
Красител и
Цвета по степени распространения:
…это был первый год правления Эохайда Этгадаха (
Etgudach – “одетый”) над Ирландией. Его назвали Эохайд Одетый, потому что это он впервые повелел, чтобы носили в Ирландии одежду разных цветов, дабы различать честь каждого по его одеянию, от самого низшего до самого высшего. Таково было различие, сделанное между ними: один цвет в одежде рабов; два в одежде воинов; три в одежде славных героев или юных правителей земель; шесть в одежде оллавов; семь в одежде королей и королев. (AFM, Annal 3664).
О полосатых материях:
Швы
N.B. Для реконструкторов: Внутренние стежки, так как их все равно не особо видно для убыстрения процесса пошива одежды можно прострочить на швейной машинке, а вот подогнуть края лучше всего вручную.
Внешние швы
иногда обрабатывались контрастной нитью. И польза, и украшение.
То же и с внутренними стежками
.
ОДЕЖДА
Общее:
Обычно носили две рубашки – верхнюю и нижнюю. Вообще же количество нижних рубах ограничивается только соображениями гигиены и зажиточностью отыгрываемого персонажа.
Длина варьировала в зависимости от достатка (чем богаче человек, тем длиннее его одежда) и времени года (соответственно – летом более короткие, нежели зимой (для теплоты)).
Нижняя рубаха часто выглядывала из-под верхней по низу и по рукаву.
Рубашки
Длинная рубашка считалась знаком принадлежности к благородному сословию, особенно если надевалось несколько рубашек одновременно. Кроме того, церковное право специально предписывало клирикам носить свободные, длинные одеяния – во-первых, чтобы не оголять без нужды грешное тело, а во-вторых, дабы отличаться по одежде от всех прочих ирландцев.
N.B. Замужние женщины, чтобы не обнажать руки, избегали платьев с широкими рукавами (либо надевали под них рубашки с узкими рукавами). Кроме того, у замужних распространенной деталью одежды была пелерина (или “покрывало” – caille), часто богато расшитая, которая набрасывалась на голову и плечи. Это считалось как бы знаком ее статуса. Также пелерину носили вдовы, старухи и монахини (в последнем случае, разумеется, без всяких украшений).
- Третий тип:
- Либо нижняя, либо для теплой погоды.
- Длина до колен или чуть выше
- Покрой прямой, возможны боковые разрезы
- Рукава прямые, до локтя или выше
- Вырез для головы либо прямоугольный, либо треугольный, либо пятиугольный. Без всяких завязок, крючков и шнуровки.
(inar)Туники
(bratt)Плащи
Ткань
– шерсть (чаще – с ворсом на одной стороне, для дополнительной теплоты).Цвет:
Длина
:Покрой:
Штаны
Штаны стали известны ирландцам только после знакомства со скандинавами, а широко использоваться стали лишь с внедрением практики езды верхом (тогда же). Однако среди людей благородных, а также пехоты и простого люда штаны широкого распространения не имели вплоть до 16-го века. Традиционные ирландские штаны как правило были длиной чуть ниже колен. Штаны типа шаровар либо длиной до щиколоток в 9 веке у ирландцев отсутствовали.
Материал – эластичная кожа, шерсть, полотно.
А раз так, то надо утеплить ноги.
Килты
Не носили!
Обычай перекидывать шерстяной плащ через плечо и оборачивать вокруг талии (откуда, собственно, уже в Новое время и возник килт) появился в шотландском Хайленде несколько веков спустя.
Гетры
Были найдены в скандинавских поселениях в Торсберге, в Хэдебю и в Гренландии. Материал – шерсть. Надежных данных об их распространении в Ирландии нет. Некоторые фрагменты саг позволяют предположить, что ирландцам были известны меховые гетры, обычно из медвежьего меха.
Обувь
Широко не использовалась. Исключение составляли монахи, которым церковные правила предписывали носить либо кожаные туфли, либо сандалии на свинцовой или деревянной подошве. Несколько раз в текстах (как правило, в качестве королевской обуви) упоминаются деревянные башмаки.
Головные уборы
Надежные свидетельства либо археологические данные на период ранее 12 века отсутствуют.
Тканая тесьма
N.B. Была распространена вышивка. Чаще всего вышивкой украшались края плаща, ворот рубахи, иногда пояса и спорраны. Возможно, вышивкой украшались узкие полоски ткани, которые впоследствии подшивались в качестве каймы.
Пояс
Материал: кожа (применяется для ношения на поясе ножей, сумочек и т.д.) и шерсть (плетеный; служит в большинстве своем украшением).
Всевозможные застежки
Украшения
Прически
Пара слов про оружие
(составил
Ercaidh)Вопреки распространенному заблуждению, основным и самым массовым наступательным оружием ирландцев к 9 веку являлся не меч, а боевой топор
(bi?il или rodb). Топоры были весьма разнообразны по типам, весу и размерам – известны двусторонние топоры (bi?il imfh?ebur), топоры с одним или двумя шипами на обухе (gallbi?il, досл. “топор викинга”), топоры насаживавшиеся на рукоятку, крепившиеся в расщеп, и т.д. Особой разновидностью топора считался fidbae, на самом деле представлявший из себя секач или боевой серп. Ирландские секачи обычно сужались на конце (в отличие от шотландских) и имели слегка изогнутую форму, крепление к рукоятке – крыльчатое или в расщеп. Вес стандартного боевого топора, согласно археологическим данным, обычно составлял от 2 кг. и выше, длина рукоятки – от 80 см., длина самого топора – порядка 25 см., длина лезвия – около 7-10 см. Нередки были и топоры более внушительных размеров, например двуручные. Правда, один из типов топора, t?ag connaid, был, по-видимому, очень легким и мог быть свободно спрятан под одеждой.
Мечи
(claideb) были распространены значительно меньше и являлись по большей части “аристократическим” оружием, что объяснялось их значительно более высокой стоимостью. Вопреки еще одному заблуждению, ирландский меч был коротким – в среднем около полуметра или чуть больше, с шириной лезвия порядка 6-7 см. Длинные мечи и полутораметровые рапиры относятся к значительно более раннему времени – к позднебронзовому веку. Как правило, меч имел двойную гарду – поверху и понизу рукоятки. Благодаря знакомству с викингами некоторое распространение к 9 веку получили мечи скандинавского типа, но обычно несколько меньших размеров, чем их оригинальные прототипы.
Копья
(gae или sleg) были весьма разнообразны и различались по весу, длине древка и форме наконечника. Наиболее распространенными были тяжелые длинные копья с ромбовидным либо листовидным наконечником, в котором часто прорезались отверстия для облегчения веса. Другие распространенные типы – короткое копье с широким наконечником (lethgae), а также легкий метательный дротик (fogae).
Щиты
(scнath) были двух основных типов, различавшихся размерами: большой щит имел средний диаметр от 60 см. до метра, малый щит – от 20 до 40 см. Обычно щиты (как и по всей Европе) делались из дерева, часто обтягивались толстой навощенной кожей и оковывались по краю металлом. Не исключено, что щиты использовались и как наступательное оружие, для чего они снабжались режущей кромкой, на что указывает и ее название - fуebar (этим словом обозначалось также лезвие меча или топора). Большие щиты обыкновенно снабжались ремнем для ношения их за спиной.
Собственно доспеха у ирландцев не было – кольчуги (
luirech) и хауберки (scabal), хоть и регулярно упоминаются в хрониках, являлись очень редкими, стоили дорого и были чаще всего скандинавского происхождения. Есть определенные свидетельства, что шлемы были известны ирландцам еще на рубеже нашей эры, однако большая часть найденных ирландских шлемов 9-10 века сделаны по образцу скандинавских. Они как правило яйцевидной формы, либо железные, либо деревянные и кожаные, укрепленные металлическими полосками; некоторые имеют маску для глаз и носа.
Луками
ирландцы стали пользоваться только со второй половины 9 - начала 10 века, под влиянием скандинавов. В качестве оружия дальнего боя предпочитали дротики, а также пращи, заряжавшиеся либо камнями, либо шарами, сделанными из замешанной с водой извести или обожженной глины.
В раннесредневековых ирландских кладах довольно часто встречаются железные либо свинцовые груши и шары от боевых цепов и кистеней, однако ничто не указывает на их местное происхождение. Нечто похожее на оружие подобного типа упоминается в текстах всего два-три раза, при этом всякий раз толкование этих фрагментов спорно.