Тьма и свет
Чередование дня и ночи, света и тьмы имело большое значение для кельтов.
Подобно тому, как сутки делятся на две половины, так и год состоит из лета и
зимы. 1 мая знаменует начало лета, 1 ноября - начало зимы. И эти два праздника
делят год на два сезона - по 6 месяцев каждый. Лето - время, когда природа
бодрствует, и молодёжь обыкновенно стремилась покинуть зимние жилища и уйти
на лето вместе со стадами в холмы, леса, долины. После 1 ноября все они
возвращались домой и проводили долгие зимние вечера за домашними ремёслами,
слушая истории. Зима - тёмное время года, когда природа спит, лето уходит в
нижний мир, и земля холодна и неприветлива. Январь назывался "мрак", ноябрь
именовался "тёмный месяц". Зима - время "парада мертвецов",
предводительствуемых своим мрачноликим королём, символ власти которого меч,
коса или серп. Само время состоит из постоянного чередования
противоположностей: света и тьма, тепла и холода, жизни и смерти.
На границе двух различных периодов проявляется некая таинственная сила,
обладающая склонностью делать и добро, и зло. Магические силы наиболее активны
в канун ноября и в канун мая - точки, делящие год пополам. Эти два кануна, а
также канун середины лета носили название "ночи духов". Традиционно считалось,
что в эти дни, а точнее, ночи, силы хаоса максимально активны: феи являются
людям, колдуны занимаются волшбой, будущее открывается во всевозможных
предвестьях.
Таким образом, традиционное деление кельтского года в Ирландии определялась
скорее циклом земледельческих работ, чем движением солнца, хотя,
как показывает календарь и данные фольклора, солнцестояния и равноденствия
тоже учитывались.
"Кельтский календарь делит солнечный год на систему сезонов, которые совпадают
с кельтскими сезонными праздниками. Задача их календаря по сути состояла в
том, чтобы отражать расписание этих священных событий, а не просто отмечать
ход времени." (Дункан Нортон-Тэйлор, КЕЛЬТЫ, 1974)
Кельтский календарь не укладывается в привычный нам 12-ти месячный греко-
римский календарь. В валлийской"Книге Фериллт", споры о существовании которой
все еще ведутся, указывается, что год делился на восемь 45-дневных звездных
периодов плюс один 5-дневный промежуточный (не учитываемый, приходившийся на
варемя с 15 по 20 декабря и носивший название гончие Аннона). С каждым из этих
периодов ассоциировался определенный набор символов (дерево, животное,
растение) и праздников (Кельтский Праздник Птиц, Свечей, Цветов,
Дуба и т.п.).
По другой версии кельты использовали исключительно простой способ включения
месячного лунного цикла в биологический ритм жизни, в котором их четыре
главных празднества проводились каждые три года, с интервалом в девять месяцев.
Тридцатишестимесячный ритуальный цикл имел соответствующие хорошие и плохие месяцы, естественно подразделявшиеся на старые и новые луны.
Календарь из Колиньи, многочастная бронзовая таблица, показывающая цикл
шестидесяти двух последовательных месяцев, отмеченных как "мат",
благоприятные, и "анм", неблагоприятные, очевидно, отражает много более
сложную систему. Однако, его поздняя датировка -- I в. н.э. -- и попытка
пересадки отражают процесс романизации, которая постепенно ассимилировала
кельтскую Галлию.