Назад

О БОГАХ, ДРУИДАХ И РЕЛИГИИ НА ИГРЕ

Информации о сути культа религии дохристианской Ирландии дошло до нас чрезвычайно мало. Поэтому каждый из нас пытается как-то своей фантазией дополнить ту скудную информацию, которую можно почерпнуть из научных трудов или из скел. В результате у каждого может получиться своя картина мира, свое представление о взаимоотношениях ирландцев с миром сакрального. Это бы не вызывало никаких возражений, если бы не очевидное желание мастерской группы хотя бы на игре привести представления всех игроков к общему знаменателю. В противном случае мы можем получить совершенно разные культы в двух соседних пятинах, чего как в реальной, так и в мифологической Ирландии быть не могло.

Боги. А были ли они?

Богами древней Ирландии традиционно в ролевой среде считаются вожди племен богини Дану: Дагда, Нуаду, Огме, Луг, Мананнан и другие. Но вот рассматривали ли их как богов ирландцы? Обратимся к скеле Видение Энгуса из цикла Похищение быка из Куальнге.

Энгус, сын Дагды видит в снах девушку, в которую влюбляется. Вследствие влюбленности Энгус заболевает. Обращаю внимание на то, как ищется метод лечения болезни:

И вот собрались лекари со всей Ирландии, и никто из них не мог понять, что с ним. Послали тогда за Фергне, лекарем из Копна. Пришел он и сразу понял, чем болен Энгус, понял, что болезнь его заключена в его мыслях.

Сына бога, представителя племени богини Дану, пытаются вылечить не путем обращения к Диан Кехту, а путем обращения к лекарям из числа тех людей, которые должны бы Энгусу с Диан Кехтом поклоняться.

Можно бы, конечно, было рассматривать это как испытание ирландских лекарей, организованное богами, но об этом нет никаких упоминаний. Энгуса пытаются вылечить, посылая за всеми лекарями Ирландии просто потому, что этот путь кажется наилучшим. Отдельного внимания заслуживает и то, что причину болезни находит не Диан Кехт (он тут просто не упомянут), а пусть и хороший, но отнюдь не "божественный" лекарь.

- Надо, чтобы ты, его мать, ухаживала за ним,- сказал Фергне.- Странная у него болезнь, надо обыскать всю Ирландию, чтобы найти девушку, которую видел твой сын.

Целый год искали ее, но не смогли найти ничего похожего. Снова послали за Фергне.

Можно строить разные предположения о том, кто именно искал девушку, но вообще говоря, для богов это не должно составлять какой-то неразрешимой проблемы. Пытаются наконец обратиться к Дагде:

- Зачем позвали меня? - спросил он.

- Надо, чтобы ты поговорил с твоим сыном,- ответила Боанн.- Ты лучше сможешь помочь ему. Смерть грозит ему, так тяжело он болен. Охватила его внезапная любовь, и никто ему не может помочь.

- Зачем мне говорить с ним,- сказал Дагда,- ведь не меньше моей твоя мудрость.

- Думаю, что раз ты сам, король сидов Ирландии, не можешь помочь ему, надо пойти к Бодбу, королю сидов Мунстера, его мудрость известна во всей Ирландии.

Здесь напрямую называют титул Дагды. Он - король сидов Ирландии. Сиды, безусловно, существа волшебные, но не божественные. Дагда - первый среди сидов, но никак не бог, судя по этому тексту.

Девушку, в которую влюбился Энгус, по просьбе Дагды находит Бодб.

Рассказал он им, как нашли эту девушку, как узнали ее имя, имя ее отца и имя отца ее отца.

- Мало нам от этого пользы,- сказал Дагда.

- Лучше всего для тебя, Дагда,- сказал Бодб,- поехать к Айлилю и Медб. Ведь в их землях живет эта девушка.

Дагда пустился в путь и приехал в Коннахт. Трижды по двадцать колесниц было с ним. Король и королева сердечно приветствовали его. Целых семь дней продолжался королевский пир, много были выпито пива.

- Зачем вы к нам приехали? - спросил король.

- Есть в твоих землях одна девушка, которую полюбил мой сын,- ответил Дагда.- Из-за этого заболел он. Я приехал, чтобы просить ее для моего сына.

- Кто она? - спросил Айлиль.

- Дочь Этала Анбуала.

- Нет у нас такой власти, чтобы отдать ее ему,- сказали Айлиль и Медб.

Обращаю внимание на то, что Дагда, которому приписывается божественность, вынужден просить руки девушки у простых смертных. Мало того, они ему еще и помочь не могут!

Пошел к нему слуга Айлиля и сказал:

- Велят Айлиль и Медб, чтобы ты пришел к ним. Они хотят поговорить с тобой.

- Не пойду я к ним,- сказал он.- Не хочу я отдавать мою дочь сыну Дагды.

Вот так вот. Потом пришлось силу применять. А теперь оценим ситуацию.

1. Ссылаясь на работу Ф. Леру "Друиды", мы можем утверждать, что друид мог отлучить любого человека от жертвоприношений, что было одним из страшнейших наказаний.

2. Ежели Дагда - бог, то жертвоприношения приносились и ему тоже.

3. Вот такое вот неповиновение воле бога могло не то что к отлучению от жертвоприношений привести, а к чему похлеще. Но не приводит.

Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод: Дагду (да и, соответственно, всех его соплеменников) за богов в Ирландии не почитали. Да и не были они богами - управителями мира. Тот же Дагда - король всех сидов Ирландии. Титул, безусловно, более чем значительный, но не божественный. Соответственно, на игре "Красная ветвь-2004" друидам не следует в своих обрядах обращаться к представителям племен богини Дану - это не те, кто может услышать молитву и уж тем более вряд ли кто из детей богини Дану очень сильно захочет просьбу, выраженную в молитве, исполнять.

А не поклониться ли нам Кром Круаху?

Помимо детей богини Дану в ролевой среде можно встретить мнение, что одним из богов древних Ирландцев был Кром Круах. Иногда его называют "темным богом", которому необходимо приносить кровавые жертвы, иногда - старым богом, которого заменили дети богини Дану. Как показано чуть выше, последние не являются богами. Но и Кром Круах (возможно прочтение "Кром Кройх") не есть имя бога. Цитирую рассказ об идоле Кром Кройхе из "Старины мест":

Маг Слехт почему так названа? Вот почему. Стоял там величайший из идолов во всей Ирландии, что назывался Кром Кройх, и вокруг него было двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватывали Ирландию до прихода св. Патрика. По обычаю подносили ему первый приплод всякой скотины и перворожденных любого семейства.

Да, Кром Круаха почитали как божество, но обряды в его честь нельзя осуществлять в каждой пятине Ирландии. Ежели есть желание почитать Кром Круаха - то надобно создать некое представление этого великого идола - и обряды возносить непосредственно перед ним. Обращения к Кром Круаху на святилищах пятин смысла не имеют.

Естественно, что о желании соорудить Кром Круаха надо поставить мастеров в известность заранее (до игры).

"Что делать?"

Итак, друиды оказываются перед лицом большой проблемы. Богов у них мастерская группа отняла, а культ все таки должен иметь место быть. На данный момент мастерская группа предлагает в качестве модели для построения религии Ирландии культ сил природы. Цивилизация земледельческая - значит, зависимость судьбы народа от природы крайне велика. Поклонение силам природы могло возникнуть. Могло и не возникнуть, конечно, но мастерская группа считает, что не зря друиды многие прозрения обретали наедине с природой, в священных рощах. Пусть это и косвенное свидетельство - но свидетельство направленности друидического культа к силам природы.

Следует также обратить внимание на то, что основные праздники Ирландии привязаны к земледельческому циклу. Мы считаем, что в ключевые для земледелия моменты Ирландцы обращались к силам природы за помощью. Кстати, стоит отметить, что нигде не упомянут факт благословения воину или армии перед битвой, выданному друидом, равно как не упомянуто фактов принесения благодарности богам/служителям культа за победу. Ирландцы на высшие силы в этом плане не рассчитывали.

Жертвоприношение, таким образом, становится благодарностью природе за приплод скота, плодородие полей, рождение здорового потомства. Из этого напрямую следует, что человеческие жертвоприношения не вписываются в модель культа. Если кто-то считает иначе - следует попытаться переубедить мастерскую группу до игры. Ежели все останется так, как есть, то друид, пытающийся совершить человеческое жертвоприношение, будет считаться нарушителем правил по магии.

Отлучение от жертвоприношений в данной модели для ирландца означает отказ ему в связи с силами природы. Скот его не дает приплода, поля оскудевают… Естественно, что этого всеми силами следует пытаться избежать.

Несмотря на все вышеизложенное, мы считаем, что превращать поклонение силам природы в культ "матери Земли" не стоит.