Характер, быт, обычаи, ремёсла ирландцев

В статье использованы материалы книг "История языческой Европы"(Н. Пенник), "Кельтская цивилизация и ее наследие"(Ян Филип), "Лики Ирландии", "Наследие кельтов" (А. и Б. Рисы), а также материал сайта "Виртуальная Ирландия"(www.virtualireland.ru)

1. Общие сведения.

Безусловно, кельты не были первыми обитателями Ирландии, которую до их прибытия населяли племена, возможно, доиндоевропейского происхождения. Однако у кельтов было большое преимущество перед аборигенами - железное оружие. Кельтская экспансия в Ирландию происходит двумя путями - либо через северо-запад Франции и север Испании, либо через Англию, к тому времени уже покоренную кельтами. Точную дату их прибытия установить невозможно, скорее это 500 год до н. э., однако уже за столетие до Христа весь остров становится кельтским.

2. Характер и внешность кельтов.

Многочисленные сведения об особенностях характера кельтов оставили античные писатель и историки.
Характеризуя кельтов, в древности обычно отмечали, что они воинственны, отважны и ловки, но иногда по-детски наивны. Кельты отдавали предпочтение личным качествам и доблести, они любили битвы и приключения, равно как и забавы и пиршества - Полибий прямо ставит в упрек кельтским воинам неукротимое пристрастие к пьянству. Их разговорчивость часто граничила с болтливостью. Они останавливали путников и купцов и расспрашивали их о тех странах, откуда те прибыли. Полученные сведения ими часто преувеличивались. Очень сильно у них было развито воображение и пристрастие к религиозным традициям.
Отмечается любовь кельтов к яркой одежде - однотонной, в полоску и в клетку. Шерстяные ткани были высокого качества и с пестрыми узорами.
В частности, у древних ирландцев, кроме любви к красному цвету, была еще очень распространена страсть к украшению себя, особенно золотом. Как ни странно, мужчины были более склонны носить украшения, чем женщины.
Согласно сведениям античных писателей, кельты были высокого роста, с голубыми глазами, русыми волосами и нежной кожей. Под это описание, однако, нельзя подвести всех кельтов.
Как указывает Диодор, некоторые мужчины брились, другие носили бороды. Знатные брили щеки, но оставляли такие длинные усы, что они закрывали им рот.
Известно, что кельты в древности даже подкрашивали волосы. отчего тогда сложилась поговорка: "Что ты красишься, как кельт?" У римского историка Тита Ливия говорится, что у кельтов были "длинные, крашенные в рыжий цвет волосы".
Ирландки применяли для укладки волос оригинальное средство, называемое "болотной ватой". Это был пух или волокна некоторых растений с болотистых мест, например, рогоза.

3. Быт кельтов.
Кельты не проявили себя ни в создании крупных политических образований государственного характера, ни в монументальной архитектуре, они были лишь строителями крепостей, которые говорят об их организаторских способностях.
Обычные системы укреплений в кельтском мире возводились в соответствии с древними местными традициями. В Ирландии кельты строили жилые дома сухой кладкой, с двойными стенами, промежуток между которыми заполнялся мелкими камнями. В болотистых низменностях Ирландии они воздвигали большие избы и на искусственных островах, укрепленных деревом и камнем. Кроме того, в Ирландии существовало много тысяч укрепленных кельтских поселений, в большинстве случаев на возвышенных местах, защищенных земляным валом и рвом; в областях, богатых камнем, этот материал также использовался для строительства укреплений.
Большая часть кельтского населения жила в деревнях среди полей. Дома крылись легко загорающейся соломой, так что поджечь большое количество поселений в военное время не представляло труда.
Экономической базой кельтского общества были земледелие и скотоводство. Ирландские кельты долгое время из зерновых возделывали главным образом ячмень, из которого варили кашу, пекли хлеб и приготовляли пиво. Кроме того, культивировались свекла и репа, лен, конопля, затем лук, чеснок, некоторые виды овощей и растения, необходимые для получения красителей. Главным образом использовался колос, зерно. Зерно хранилось в особых складских ямах, вырытых в земле по соседству с домом или прямо во дворе.
Важную роль играло скотоводство, а в Ирландии оно имело первостепенное значение. Большую часть года стада паслись на лугах и пастбищах, летом перегонялись на более высокие места. Разводились главным образом свиньи, крупный рогатый скот, овцы и лошади. Свиноводство базировалось на наличии дубовых зарослей. Однако и охота на диких вепрей, кабанов (наряду с охотой на оленей и других диких животных), была весьма распространена.
Как указывает Посидоний, пища кельтов состояла из хлеба и большого количества мяса, сваренного в воде или поджаренного на горячих углях или на вертеле. Мужчины отделяли мясо от костей маленьким железным ножом, который носили на поясе рядом с ножнами с мечом. Подавались говядина и баранина, а также соленая свинина (солонина) и печеная соленая рыба. Очень лакомой считалась свинина как жареная, так и сваренная в котле. В Ирландии, согласно легенде, нормальной порцией для борца считался даже целый откормленный поросенок. Рыба также варилась в соленой воде с уксусом и тмином.
Простой народ пил пиво домашнего приготовления из ячменя, иногда более качественное - с прибавлением хмеля. В вино добавлялся также тмин. Простое народное пиво называлось "корма". Растительного масла среди кельтов потреблялось мало, преимущество отдавалось коровьему маслу, которого было достаточно.

4. Обычаи кельтов.

Кельтов отличало благоговейное отношение к высказанному слову, поэтому друиды и филиды были в большом почете; убийство или нанесение вреда друидам и филидам считалось величайшим позором и тяжким преступлением.
Для древних ирландцев всякая обезображенность была равнозначна смерти. Так. королевский престол ни в коем случае не мог занять калека или психически нездоровый человек.
Большое общество во время еды садилось в круг. Кельты во время еды сидели на земле или на разостланных мехах, иногда перед ними ставился низкий столик. При этом соблюдались определенные правила первенства и гостеприимства. Места занимались в зависимости от общественного положения или военной славы. Самый знатный сидел обычно в середине. Чужестранцу предлагалась еда раньше, чем заходила речь о торговых и иных делах. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах; иногда к столу придвигалась жаровня с горячим углем и сковородами, с приготовленными на них кусками мяса. Во время некоторых пиршеств устраивалась борьба. Дружеское единоборство иногда превращалось в настоящее, так что борцы оказывались ранеными, нередко и смертельно. Победитель получал окорок как лучший кусок мяса.
Во время пира по обычаю певцы (барды) величали присутствующих, в первую очередь хозяев. У королей были личные барды, восхвалявшие их героические подвиги. Традиции придворного восхваления пустили глубокие корни и были живы еще в средневековье.
Постепенно при официальных пирах создавался определенный церемониал, определявший различные сорта мяса для отдельных участвующих. В Ирландии королю подавалась нога, королеве окорок, возничему голова дикого кабана. По свидетельству Посидония, бедро подавалось всегда пользующемуся особым почетом мужчине. Во время военных походов пирами отмечались благоприятные результаты похода. Всеми одобряется чистоплотность кельтов, но их упрекают в жадности, с какой они поглощали пищу.
В сакральных центрах Ирландии (Тара, Тайльтиу, Уснех, Тлахтга, Камрун и некоторые другие) периодически устраивались собрания-праздники (оэнах). Эти Собрания характеризовались состоянием мира, упорядочиванием отношений короля данной местности с его подданными, сопровождались игрищами, прежде всего конными состязаниями и торжищами, то есть обменом и общением всякого рода. Проводились эти Собрания-праздники где раз в год, а где раз в три года, в главные даты кельтского календаря - Самайн, Бельтан, Лугнасад.
По случаю свадьбы, новоселья, варки пива, устройства пира, вступления в наследство, в канун сражения принято было рассказывать повести. Кроме того, повести исполнялись во время календарных празднеств.
Для развлечения ирландцы также практиковали игру в фидхелл ("знание дерева"). Эта игра весьма часто упоминается в ирландской традиции; в нее, судя по сказаниям, играли Дети богини Дану и ирландские короли. Правила ее утеряны, однако она отдаленно напоминала шахматы (наличием доски и фигур).

5. Ремесла кельтов.

До прибытия кельтских племен около 500 г. до н. э. в Ирландию неоднократно переселялись и первые фермеры и первые рудокопы и кузнецы. Кричное железо служило материалом для изготовления оружия. Добыча драгоценных металлов, особенно серебра, велась в течение веков, что явилось базой для развития искусства чеканки и литья, ювелирного дела. Украшения изготавливались и из стекла.
Кожевенное производство поставляло сырье для седельщиков и сапожников, а большое количество кожи требовалось также для бытовых нужд населения и снаряжения воинов.
Существовали также гончарные мастерские, производившие керамику на гончарном круге. Этот совершенный способ производства появился в некоторых местах уже в 5-4 веках до н. э., но большая часть керамики еще долго изготовлялась вручную.
Большинство профессий в Ирландии были наследственными (кузнецы, фермеры, лекари, филиды и барды - эти семейства были особенно многочисленными). После христианизации Ирландии даже церковные должности зачастую были наследственными.