Из "Книги Захватов Ирландии" (комментарии)

1) ...захватили они Испанию силой. - Постепенно складывавшийся и очень неоднородный материал ирландской мифологической, генеалогической традиции (начиная примерно с VIII в.) - "Книга Захватов Ирландии" содержит много совершенно произвольных привязок местной традиции к мировому историческому и географическому пространству. Так, скифская родина гойделов появилась благодаря предполагавшемуся сходству названий Scythi и Scotti (латинское название ирландцев). Испания сделалась отправной точкой последнего путешествия к Ирландии, оттого что авторитет прекрасно известного ирландцам Исидора Севильского подтверждал созвучие Hibernia (латинское название Ирландии) и Iberia. Кроме того, ряд ранних источников считает Испанию ближайшей к Ирландии страной, которая, по общему мнению, помещалась между Испанией и Британией. Традиционная хронология, выводимая из производившегося составителями "Книги" подсчета поколений, относит описываемые в этом отрывке события ко времени около 1560 г. до н. э., что, естественно, никак не соответствует исторической реальности.

2) Ит, сын Бреогана - история об Ите и его первом плавании к Ирландии могла быть, по некоторым предположениям, включена в повествование с целью указать на присутствие в Ирландии гойделов еще до прибытия Миля (прародителя ирландцев), что было естественно в свете стоявшей перед составителями задачи - объединить общим происхождением разнородные этнические слои населения острова.

3) Элга - "благородная", "прославленная".

Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене - правители Племен Богини Дану, сыновья Кермата, сына Дагда. По преданию, от копья Мак Куйла погиб бог Луг; он в свою очередь убил отца братьев, Кермата, узнав о том, что жена изменила ему с ним.

4) ...и Финниана из Маг Биле. - Этот пассаж весьма типичен для ирландской традиции. Финтан, сын Бохра, стоит у самых истоков описываемых в ней легендарных событий. Считалось, что он был одним из трех мужей, прибывших в Ирландию с первой группой переселенцев, спутниками Кессаир, за сорок дней до потопа. Укрывшись на вершине холма, Финтан пережил потоп, а затем, превращаясь в различные существа, был свидетелем всех событий в стране вплоть до прихода христианства и явился как бы связующим звеном между двумя традициями. Ссылка на авторитет героев древности, восстающих из могилы или каким-либо другим чудесным способом являющихся, дабы подтвердить истинность совершившегося, обычна для ирландских памятников. Финниан из Маг Биле ("Долина Дерева" - монастырь на территории Улада - совр. графство Даун) принадлежит к легендарной эпохе ирландского христианства и является одним из великих святых VI в. (умер около 579 г.)

5) ...семь сыновей Миля... - Имя Миля, легендарного предка гойделов, происходит от лат. Miles Hispaniae. Супругой его считалась Скота, что означает просто "ирландка". Она была дочерью египетского фараона и бежала вместе с гойделами, страшившимися его гнева за то, что они не приняли участия в погоне за иудеями. По поводу количества сыновей Миля в традиции существуют расхождения, связанные со сложными генеалогическими задачами, стоявшими перед разными поколениями составителей "Книги Захватов", а также с включением в число сыновей не только "исторических", но и целиком мифологических персонажей. Вполне вероятно, что сначала сыновьями Миля признавались только Эбер и Эримон, поделившие между собой Ирландию. Ненний в "Истории Бриттов" говорит о трех сыновьях (к Эберу и Эримону добавляется Ир). К концу IX в. к ним добавляются уже Донн, Колпта и Аморген, а еще несколько позже Эрех Фебриа и Эреннан (о параллельных традициях, помогающих прояснить архетип повествования "Книги Захватов", см.: O'Rahilly Т. F. Еаrly Irish History and Mythology. Dublin, 1971. P. 198-199 и др.).

6) Инбер Скене - как было установлено, это не собственно ирландское название "Скене" как название реки (inber "устье")- было заимствовано у Орозия, обозначавшего так реку Шэннон. По ирландской традиции, Инбер Скене располагалось где-то неподалеку от устья реки, зовущейся сейчас Карран и вытекающей из Лох Луйгдех. Все предания утверждают, что Сыновья Миля высадились в Ирландии сначала у восточного побережья Мунстера, а затем у западного побережья Лейнстера.

7) В облике Донна наиболее явно видны черты мифологического персонажа. Донн без сомнения, был божеством потустороннего мира, и считалось, что его обиталище был так называемый Дом Донна (Tech Duinn), связывавшийся с южным побережье Ирландии, точнее, с маленьким скалистым островком у юго-западного берега современного графства Корк. По некоторым верованиям, в Дом Донна отправлялись мертвые (в христианской интерпретации - грешники, прежде чем отправиться в ад).

8) Я ветер на море... - Такая череда отождествлений, такая цепь "превращений" были обычны для ирландских филидов и различных сверхъестественных персонажей.

9) Тетра - см. примечания к саге "Битва при Маг Туиред".

10) Слиаб Мис - "Гора Дерна", ныне Сливе Мыш (графство Керри). По ряду традиционных версий, там находились могилы Эбера и Эримона (см. сагу "Видение Фингена").

11) Банба - одна из богинь-эпонимов Ирландии, иногда смешивалась или отождествлялась с Кессайр, первой из пришельцев в Ирландию. По одной из традиций, именно Банба пережила потоп на Тул Туинде (см. ниже текст саги со ссылкой на "Книгу из Друим Снехта").

12) Тул Туинде - "Гора Волны".

13) Фотла - богиня-эпоним Ирландии.

14) Эриу - богиня-эпоним Ирландии

15) Темра - новое звучание названия Тара (см. об этом названии соответствуютщее место из преданий о "старине мест").

16) Эраннан (Эреннан) - ср. выше в тексте другой вариант его смерти. Такое совмещение разных версий обычно в "Книге Захватов".

17) ...стремлюсь я к земле ирландской.- Это своего рода "поэма творения", которой Аморген как бы вызывает Ирландию к бытию из олицетворяющего хаос океана.

18) ...ученые люди... - Далее пропущена не вполне ясная поэтическая вставка.

19) Тальтиу - одно из священных мест Ирландии, где в дохристианские времена и в эпоху раннего христианства периодически устраивались народные собрания и праздники. Тальтиу (по имени супруги одного из королей Фир Болг) связывали прежде всего с традициями воинской доблести и королевской власти. Празднества здесь проводились на Лугназад (1 августа), когда, как считалось, в Ирландию приплыли Фир Болг.

20) Эбер, сын Ира... - Далее следует образец генеалогического творчества, где, называются основные родовые и племенные объединения Ирландии. "Книга Захвата" дает неоднозначную и не всегда совпадающую с другими источниками версию их происхождения.