Разрушение Дома Да Дерга (Комментарии)

Перевод выполнен по изд.: Togail Bruidne Da Derga/Ed., E, Knott. Dublin, 1963.

1...правителя всадников сидов. - В саге “Сватовство к Этайн” Этар назван улад ским героем.

2 Кормак – речь идет о Кормаке Конд Лонгас, правителе уладов после Конхо-бара, смерть которого описана в саге “Разрушение Дома Да Хока” (см. наст. изд.). Отмечалось, что здесь в саге, по-видимому, пропущен какой-то отрывок, где говорилось о том, как Кормак взял в жены Этайн, дочь Этайн, о которой говорится в начале саги, либо какую-то другую Этайн. Вообще в истории происхождения Конайре во всех источниках существуют неясности (Togail Bruidne Da Derga/Ed. E. Knott. P. 72)

3...два Федлимида Рехтайде.– Эти два персонажа не имеют отношения к Федли-миду Рехтайде, по традиции, сыну Туатала Техмара и отцу знаменитого правителя Конна Ста Битв.

4 Медоречивый Мане – один из сыновей правителей Коннахта Айлиля и Медб (соперников Кухулина в саге “Похищение Быка из Куальнге”). Медб сама была дочерью Эохайда Фейдлеха, о котором говорится в этой саге и который, как мы писали выше, иногда смешивается с Эохайдом Айремом.

5 Правнуки (или, как в другом месте – сыновья) Донн Деса играют очень важную роль в саге, однако их происхождение и характер не совсем понятны. В самом Донне явно смешиваются псевдоисторические и мифологические черты. В одной из лейнстерских генеалогий Донн Деса упоминается как сын легендарного короля Арта Мес Делмонна, прославившегося своей успешной схваткой с фоморами. Там же говорится, что у него было не три, а семь сыновей. Уже не раз замечалось, что три сына Донн Деса в первой части саги (которая, как установил Турнайзен, является итогом не везде достаточно умело осуществленного слияния двух версий) параллельны Трем Красноголовым, за которыми Конайре следует к Дому Да Дерга. Упомянутая генеалогия прямо отождествляет их, хотя сыновья Донн Деса появляются и во второй части саги, где их становится уже пять. Эти колебания понятны, если учесть, что в саге постоянно соприкасаются псевдоисторический и мифологический уровни, на последнем Донн Деса скорее всего эквивалентен божеству потустороннего мира и царства мертвых Донну, а три красных воина,– по-видимому, посланцы и проводники к нему. Чудесные красные воины в подобном контексте не раз встречаются в древнеирланд-ской традиции, а также в более поздних средневековых и фольклорных памятниках.

6 Праздник быка – одна из важнейших церемоний, сопровождавших интронизацию ирландских верховных королей, воплощающая, возможно, архаические представления, в рамках которых жертва быка замещала человеческую, королевскую жертву и где доминировал прежде всего военный аспект королевской власти.

7...диких зверей Керны– См. об этом в преданиях о “старине мест” в настоящем издании.

8 Инбер Колбта – устье реки Бойн у Дрогида.

9...u иного ненастья.– Вариант частых и типичных для ирландской традиции описаний благополучия страны при соблюдении так называемой “правды короля” (fir flathemon), в основе которой были физическая полноценность и следование установленным нормам поведения правителя.

10...двух Мане...– Среди сыновей Айлиля и Медб было два Мане. Колебания в саге относительно числа братьев понятны, ибо скорее всего упоминавшийся ранее Мане изначально не имел отношения к правителям Коннахта и считался сыном некоего Айрбайта.

11 Ингкел Одноглазый– имя означает “дурное предзнаменование”. Племя Кон-маикне занимало территорию части графств Лейтрим, Лонгфорд, Уэстмит.

12 Гейс – род запрета-табу, о которых шла речь выше.

13...нарушен закон короля... – Это может служить доказательством того, что речь здесь вряд ли идет о каком-то историческом завоевании или военном столкновении, память о котором сохранилась в саге, а скорее о нарушении общего человеческого и космического порядка.

14...u дороги Куаланн.– Дорога Мидлуахра вела из Тары на север по направлению к столице Улада Эмайн Махе. Дорога Куаланн шла на юг к побережью (см. сагу “Видение Фингена” в наст. изд.).

15 Мак Кехт – имя означает “Сын Силы”, как прямо говорится в одном тексте:

Мак Кехт, то есть сын силы и власти. В саге он называется воином Конайре, но это, безусловно, мифологический персонаж, роль которого трудно установить на самом ирландском материале, и требуется привлечение сравнительных данных.

16 Да Дерга – имя кузнеца – хозяина Дома встречается в источниках в разных вариантах: Уа Дерга (внук, потомок Дерга), Да Дерг, Да Берга. Первый вариант, ви-димо, помогал избежать неясности, вытекающей из значения да “два”, остальные просто случайны. Интересно, что частичка да входит в имена и других владельцев Домов (к примеру, Да Хока, см. сагу о нем в наст. изд.). О'Рахилли считал это значение несущественным и постулировал производность да от dia “бог”. Между тем некоторые данные о двух божественных кузнецах в сходных мифологемах позволяют как будто вернуться к этому вопросу (см.: Шкунаев С. В. Кельтский миф в саге о короле Конайре//Вестник древней истории. 1985. № 3).

17...границей его владений.– Попытки установить местонахождение Дома услов ны. И все же поздняя традиция связывала его с местечком Бохарнабрина в граф стве Дублин.

18...трех всадников... – Хотя езда верхом была известна в ирландской древности наряду с употреблением колесниц, чаще всего подобный способ передвижения связы вался с разными сверхъестественными существами и силами.

19 О мальчик! – Далее следует трудно переводимая реторика (фрагменты: великие вести, вести из Дома, проход для судов, великое злодеяние...).

20...спаслись от изгнания.– Не вполне ясное место, возможно, связанное с порчеЙ текста. Выше не было речи ни о каком изгнании (см. комментарий в изд.: Togail Bruidne Da'' Derga/Ed. E. Knott).

21...человек с черными волосами... – Этот интересный персонаж, “половинча тость” которого означает его причастность к потустороннему миру, имеет многочис ленные параллели в кельтской традиции. Имя его, прозвучавшее далее – Фер Кайле означает “Лесной человек”, и он близок разнообразным фигурам чародеев и провидцев, обитавших в лесах и властвовавших над животными. К ним восходят, с одной стороны, ирландские святые, жившие в лесах и окруженные вместо монастырской братии лесным зверьем, как они изображались в легендах, и с другой, такой персонаж, как Мирддин-Мерлин. Общим прототипом всех их было, возможно, кельт ское божество, подобное изображенному на одной из сторон котла из Гундеструпа (рубеж н. э.).

22...семь сыновей Айлиля и Медб.– Здесь, согласно мнению Турнайзена, мы имеем уже другую версию саги из тех двух, которые использовал составитель текста IX в.

23 Ни одно из этих названий не представляется возможным локализовать.

24 Трахт Фуйрбтен – по некоторым предположениям это совр. Меррион Стрэнд.

25 Лухдонн – свирепый пес, по преданию, убитый Келтхайром, сыном Утехайра; его имя, как и имя певца из Эмайн, образовано от слов “мышь” и “коричневый”.

26 Оттого и назывался он бруйден, что похож был на губы, изрыгающие пламя.-При осмыслении этих слов нужно помнить, что, возможно, значение bruiden “cnop", “ссора”.

27 Это ребенок в летах.– Здесь приведены две поговорки, часто встречающиеся в текстах, но не совсем понятные по смыслу. Первая из них говорит, возможно, о кабане, погибающем, прежде чем созреет его пища.

28 В данном случае фении равнозначны гойделам.

29 Кормак Конд Лонгас – Кормак с Изгнанниками, сын Конхобара, покинув ший Улад и отправившийся в Коннахт после событий, описанных в саге “Изгнание сы-новей Уснеха” (см. “Похищение Быка из Куальнге”). О смерти Кормака повествует известная сага “Разрушение Дома Да Хока” (см. наст. изд.).

30...что грозит щекам козы...– Эта фраза представляет собой непереводимую игру слов, построенную на именах Гера и Габара. По ирландским обычаям, жест протянутых к щекам рук означал просьбу о защите.

Облака слабости...– Здесь и далее в полуформульных вопросах и ответах со-кращения в самом тексте.

31...Теленок разбойников.– Неясно, о ком идет речь.

32...из пиктских земель...– В тексте cruithenthuath. В этнической истории ранней Ирландии много неясного, и одной из наиболее темных предстает проблема пиктов. Это название употреблялось начиная с III в. по отношению к племенам, обитавшим на землях за северной границей римской Британии. Ирландское соответствие этому латинскому названию (picti) было cruithni. В Британии эти названия сосущество-вали, а в Ирландии было в ходу исключительно последнее. В историческое время ирландские круитни занимали территорию, примерно соответствующую графствам Антрим и Даун, непосредственно соседствуя с уладами. В этническом смысле

отличаясь от уладов и представляя собой один из наиболее ранних прослеживающихся слоев населения острова, круитни отождествлялись в традиции с племенным объединением Дал-н-Араиди (улады–с Дал Фиатах). Стремящаяся к нивелировке ирландская псевдоисторическая традиция (как она выступает, к примеру, в “Книге Захватов Ирландии”) отождествляет уладов и круитни с собственно гойделами -основным кельтским населением Ирландии, производя их от Ира, сына легендарного Миля, через соответственно Рудрайге и Ирела.

33 Корпре Муск – в отличие от первых двух сыновей, не имеющих самостоятельного существования в традиции, Корпре (или Кайрбре) Муск фигурирует в ней как предок племени Мускрайге в Мунстере, хотя относительно его родства с Конайре есть расхождения – по другим данным, Корпре должен был бы жить несколько позже.

34 Конал Кернах, сын Амаргена – после Кухулина это был самый знаменитый уладский воин, приходившийся внуком друиду Конхобара Катбаду. Поздняя традиция возводила к нему через сына, Ирела, пиктские племена.

35...и спел песнь...–Здесь и -ниже ритмизированная речь Конайре, трудная для понимания, оставлена нами без перевода.

36...и Тонн Эсса Руад.– О ком идет речь, остается неясным. Тонн (“волна”, “источник”) Клидна находится у побережья графства Корк, Тонн Эсса Руад -совр. Ассарое (графство Донегал). С последним местом (“Красный водопад”) связывалось пребывание легендарного лосося мудрости, который представлялся одноглазым и оттого назывался Голл Эсса Руад. Божественным покровителем водопада считался Дагда, выступавший иногда под именем Руад Рофесса – Руад Всеведущий.

37 Девять входов...– Ранее говорилось о семи; все подобные несовпадения, как и дублирование описаний, связаны с не вполне точной стыковкой двух версий саги.

38...как Конал Кернах.– Буквальное значение текста именно такое, хотя, по всей видимости, смысл слова lethgabar “полулошадь” в том, что Конал едет на половине, то есть на одной лошади, а не на запряженной двумя колеснице, иначе говоря, верхом. Это было достаточно необычно для классического ирландского героя и потому подчеркивалось. Упоминаемые иногда в сагах всадники чаще всего относятся к сверхъестественному миру.

39 Лысина позорит его.–Это высказывание несколько выпадает из ирландской традиции (см. выше, комм. 41 к саге “Битва при Маг Туиред”).

40 Луйн–слово это означает “копье”, однако в традиции встречается прежде всего как имя копья Келтхайра, сына Утехайра (Утидира) и отождествляется с копьем Ассал, которое бог Луг получил от “трех богов ремесла” за убийство его отца, Киана. Легенды о чудесных копьях, которые для их усмирения следовало погружать в дурманящий настой из листьев, котел с кровью или ядом, весьма распространены в ирландской традиции и нередко принимались за прототип таинственного копья из цикла Св. Грааля. В нашей саге (как и в саге “Недуг уладов”) Луйн находится во владении не Келтхайра, а Дубтаха, другого известного уладского героя.

41...на них было, так что...– Неясность в тексте.

42...на конце каждой цепи...–Пропуск половины строки в тексте.

43...Сруб Дайре, сын Дорн Буйде...– В “Похищении Быка из Куальнге” Кухулин не щадит, а убивает в поединке этого воина, который зовется там сыном Федайга.

44...Нар Туаткаэх, свинопас Бодб из Сид Фемен.– Нар Слепой на Левый Глаз свинопас божественного персонажа, считавшегося правителем сидов южного королевства Мунстера и сыном бога Дагда. По преданиям, он обитал в Сид Фемен, располагавшемся в совр. графстве Типперери.

45 Дотра – река Доддер в графстве Дублин.

46...Руйртех... – Было замечено (E. Нотт), что перечень рек во многом совпадает с соответственным перечнем в саге “Битва при Маг Туиред”, что дополнительно указывает на черты космической катастрофы, постигающей Ирландию в момент смерти (вернее, как окажется, “почти смерти”) короля.

47...свершил деяние.– Рассказы о говорящих или пророчествующих отрубленных головах нередки в кельтской традиции, в которой голова считалась вместилищем духа и жизненной силы человека и нередко представлялась в виде божества (в частности, потустороннего мира, см. сагу “Битва при Алмайне” в наст. изд.). Возрождение Мак Кехтом головы Конайре могло мифологически связываться с возрождением природного