ПОХИЩЕНИЕ КОРОВ ДАРТАДЫ

Был Эоху Бек, сын Карпре, короля Клиу1, в Дуне Куилне. Было у него на воспитании сорок сыновей королей Мунстера. Было у него сорок молочных коров для их пропитания.

Раз пришли к нему послы от Айлиля и Медб, чтобы позвать его на переговоры с ними.

— Приду я к ним в день Самайна2,— сказал Эоху.

И тогда послы ушли. Однажды ночью спал Эоху и вдруг увидел

он нечто: приближались к нему женщина и молодой воин.

.— Привет вам!—сказал Эоху.

— Откуда ты знаешь нас? — сказала женщина.

— Кажется мне, что где-то близко я вас видел.

— А я думаю, что были мы близко друг от друга, да друг друга не видели.

— Где же это было? — сказал он.

— В Сиде Куилне,— сказала она.

— Зачем вы пришли сюда? — сказал Эоху,—

что за совет ты хочешь мне дать?

— Хочу я предложить тебе то, что увеличит почет твои и славу, когда будешь ты проезжать по этой стране и через другие страны. Отряд воинов на прекрасных лошадях будет сопровождать тебя.

— Сколько их будет? — сказал Эоху.

Прибудут к тебе от меня завтра,— сказала она,— пятьдесят всадников на вороных конях с уздечками из золота и серебра, будут они вооружены оружием из сида3. Пусть и воспитанники твои поедут с тобой, хочу я помочь тебе, чтобы был ты силен под охраной наших земель и наших людей.

И тут эта женщина исчезла. Рано утром встал он и вдруг увидел нечто: пятьдесят вороных коней, богато украшенных, с уздечками нз золота и серебра стояли у входа, были у всадников в руках золотые булавы, было там пятьдесят слуг с позолоченными украшениями, было там пятьдесят белых лошадей с красными ушами и длинными хвостами, красными были хвосты их и гривы, а подковы их были выкованы из бронзы, были у всадников в руках бодила из светлой бронзы с золотыми рукоятками, чтобы держать их в руке.

Проснулся утром король и стал собираться в путь. Поехали они все в Круахан Ай4. Приветствовали их Айлиль и Медб, и был почет и внимание их людям. Большим был этот его отряд, был он великолепным, гордым, сильным.

— Зачем вы меня позвали? — спросил Эоху Айлиля.

— Хотел бы я знать, можно ли ждать от тебя дара,— сказал Айлиль.— Нужна мне теперь помощь людей Ирландии, чтобы отправиться за Быком в Куальнге.

— Что тебе от меня нужно?— сказал Эоху.

— Дай мне твоих молочных коров,— сказал Айлиль.

— Нет у меня лишних коров,— сказал Эоху,— ведь на воспитании у меня сорок сыновей королей Мунстера, нужны мне эти сорок коров для их питания, и еще семь раз по двадцать коров принадлежат лично мне.

— Дай мне,— сказал Айлнль,— по одной корове от каждого двора, которые есть в твоих владениях. Если же нужна тут сила, то могу я помочь тебе.

— Лучше пусть твои люди сами сделают это,— сказал Эоху,— пусть они сегодня и отправляются.

Пробыли они в гостях у Айлпля и Медб еще три дня и три ночи. Потом отправились они домой и встретили сыновей Гласку из людей

Прос Домнан5. Было их семь раз по двадцать воинов. Началась тут между ними битва. Все сорок королевских сыновей погибли в тот день вместе с Эоху Беком. Разнеслась эта весть по всей Ирландии, и четырежды двадцать юношей из Мунстера умерли от горя по этим сыновьям. Как-то ночью лежал Айлиль на ложе, и вдруг явились ему молодой воин и женщина, прекрасней которой не было в Ирландии.

— Кто вы? — спросил Айлиль.

Коскар и Пемкоскар, вот наши имена,— сказала женщина.

— Привет тому, чье имя Коскар, но не тому, чье имя Пемкоскар,— сказал Айлиль.

— Пусть во всем будет у тебя удача,— сказала она.— Хочу я научить тебя, как получить коров Дартады, дочери Эоху. Принадлежат теперь ей те сорок молочных коров, и никого не любит она так, как любит она твоего сына, Орлама, сына Айлиля. Пусть отправится он к ней в сопровождения сильных мужчин, и пусть будут с ним сорок сыновей королей Коннахта. А я дам им снаряжение, которое принадлежало раньше другим юношам, павшим в бою. Дам я им уздечки, одежду и оружие.

Тогда исчезли они и явились Корбу Клиаху, сыну Тассаха, был его Сид на берегу реки Неман на севере. Были у него длинные руки и злой нрав.

Явились они ему.

— Как зовут вас? — спросил он.

Такмар и Косград,— сказали они.

—- Нравится мне богатство и не нравится

разрушение,— сказал Корб Клиах.

Не будет у тебя ничего разрушено, а сам ты убьешь сына короля и знатной женщины.

— Что это будет? — спросил он.

— Нетрудно сказать,— сказали они.— Теперь каждый сын короля и королевы в Коннахте собирается идти к вам, чтобы увести ваших коров, раз погибли ваши королевские сыновья. Будут они здесь завтра утром. Не много людей с ними и это лишь юноши, спасешь ты честь всего Мунстера, когда остановишь их.

— Сколько человек должен я взять с собой? — спросил он.

— Семь раз по двадцать сильных воинов,— сказала она.— А теперь мы должны уйти,—сказала женщина,— увидимся завтра утром.

Рано утром увидели люди из Коннахта у ворот Круахана коней и яркую одежду. Стали они совещаться, идти ли дальше.

— Стыдно нам будет,— сказал Айлпль,— если не поедем мы дальше. Орлам выехал вперед и подъехал к дому Дартады.

Девушка очень обрадовалась ему. Пропали у нее три быка.

— Нет, не можем мы ждать,— сказал Орлам,— всадники найдут их и приведут с собой, а ты иди вместе с нами со всеми своими коровами. Собрались все юноши вместе и отправились в обратный путь. Тут напал на них сын Тассаха со своими воинами, и погибли в той битве королевские сыновья Коннахта и все юноши, которые были с ними. Только Орлам спасся и еще восемь человек с ним. Увели они с собой сорок молочных коров и двадцать телок, а та девушка погибла в первой же схватке. И теперь это место называется Имлех Дарты6 в Клиу.

Вот рассказ о похищении коров Дартады, которое было перед Похищением Быка из Куальнге.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Клиу - область в Мунстере, территория нынешнего графства Лимерик

2. ... в день Самайна... - Имеется ввиду один из главных праздников в древней и средневековой Ирландии.ю по времени совпадающий с христианским днём Всех Святых - он отмечался на протяжении нескольких дней около 1 ноября. Самайн знаменовал наступление зимнего сезона и представлялся временем открытого соприкосновения земного и потустороннего мира

3....Оружием из сида. - Обычным для ирландского фольклора общества "героического" периода было употребление колесниц. Не следует, однако, думать, что все описания езды верхом являются признаком позднего характера текстов. В ирландской традиции персонажи, ездящие верхом, изначально принадлежат миру сверхъестественных существ - обитателей сидов или демонических фоморов, среди которых чаще всего встречаются и "конские" имена типа Эоху (Эохайд). 

4. Круахан Ай - столица королевства Коннахт, резиденция короля Айлиля и королевы Медб, ныне Раткроган, графство Роскоммон. С этим местом, которое по легенде звалось "Спина Друидов", связано очень много преданий. Здесь располагался королевский дворец, а неподалёку находилось место, где хоронили правителей сакрального центра страны - Тары (Темры), правителей самого Коннахта и даже, по легенде, божественных персонажей из Племён Богини Дану (хотя, чаще всего они считались бессмертными). Местность, в которой располагался Круахан, называлась Маг Ай. По легенде она получила своё название от трёхсот печеней (ае - печень) красноухих коров, которые в магических целях разбросали здесь обитатели сидов. От этого и столица королевства иногда называлась Круахан Ай. Вообще же древняя сакральная традиция Ирландии, как и многие другие, знала четырёхчастное деление страны, плюс территория центра, причём каждая из этих областей имела свой ряд символических соотнесений с родом человеческой деятельности, каким-либо цветом, животным и т.д. В этой перспективе западная пятина (coiced) связывалась с друидической мудростью, всякого рода знанием, поддержанием древних установлений, духовным авторитетом и. т.д.ю

5. Ирос Домнан - местность в Коннахте, на западе современного графства Майо. Название связано с этнической группой домнаин, родственной известным думнониям.

6. Имлех Дарты - слово imlech обозначает полосу земли вокруг озера или болота.