Назад

Введение.

Эти правила основаны на том, что “Красная ветвь” не является реконструкторской игрой, но представляется нам игрой с высокими требованиями по антуражу. В понятие “антураж” мы вкладываем не только одежду и предметы быта, но и умение игрока вести беседу, а также МИРОВОЗЗРЕНИЕ персонажа, его представления о жизни древних ирландцев, понятие о чести и многое другое.

По всем эти пунктам вы сможете получить рекомендации мастерской группы, как в виде статей, так и отдельно, по вашим заявкам.

 

Часть 1. Одежда.

Для начала я хотел бы осветить имеющиеся стереотипные и распространенные представления о древнеирландской одежде. Их можно разделить на две категории – псевдоисторическую и абсурдную. С абсурдной все просто – это заявления типа “настоящий кельтский воин ходил в килте” (они появились в 1705 - 15 годах J ), “ирландцы ходили в рубахах и штанах, как в Скандинавии, но с кельтской вышивкой” (не обсуждается J ).

Псевдоисторические воззрения представлены статьей Каренена (наиболее известно) и подобными. Они характерны тем, что опираются на крайне разрозненный, разнесенный по времени материал, и на его основе делаются крайне спорные выводы, например: “Куртки (ионар) никогда не носили с лейне”. Звучит убедительно, если не знать, что это сказано на основе одного изображения 800 года, где ионар изображен со штанами. Особенно интересно, что авторам ирландская одежда представляется универсальной и неизменной, оттого и названия типа “Одежда …. 5 – 15 вв.” Нам такой подход чужд.

Нельзя не упомянуть и о том, что обычно видит игрок, желающий поехать на игру по Ирландии, в правилах по антуражу. Там ему описывают (со ссылками на Книгу из Келлса ("Book of Kells"), какие были разрезы ворота, какая конкретно была вышивка, какие были кантики по краям, ему, разрешая использовать деревянные мечи, при этом запрещают красить одежду в яркие цвета. Предлагается носить рубаху непременно из плотного льна, никакого другого. Приводит это к тому, что игрок подобные правила читает и забивает на них, думая - не, ТАКОЕ мне никогда не сделать. Надо сказать, что я вообще не считаю возможным пользоваться Книгой из Келлса для создания ирландской одежды героических времен, так как она датируется 800 годом, изображает определенно не героев и т.д., а также полагаю сомнительными однозначные высказывания по поводу вышивки и кантиков - больно мало источников!

Но все вышесказанное не значит, что уж у нас-то на игре будут самые наисторичнейшие костюмы – вовсе нет! Если считать, по ирландской традиции, что события “Похищения Быка…” приблизительно совпадают с жизнью Христа, то это значит, что в Ирландии Кухулина господствовала культура позднего латена, а это означает одежду бедную (короткие туники, короткие плащи, все грубое – такие предметы находят в раскопках) и НЕКРАСИВУЮ. Именно поэтому мы не предлагаем вам одеваться ИСТОРИЧНО, мы предлагаем вам одеваться В ДУХЕ героического эпоса Древней Ирландии, и сделали для вас подборку традиционной ирландской одежды разных эпох, гарантирующую яркий, с нашей точки зрения, образ героя и ирландский колорит.

Собственно, правил немного.

1. Одежда должна соответствовать предлагаемому комплексу.

2. Одежда не должна иметь более 50% синтетики; для королей, верховных филидов, друидов и брегонов - желательно не иметь синтетики вообще. Под процентами синтетики понимается процент синтетической ткани в каждой конкретной вещи, а не в одежде в целом.

КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещены люрекс и магазинная тесьма. КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещены синтетические плащи. Поверьте - они вас не украшают! Данные требования обусловлены тем, что, по нашему мнению, синтетическая одежда всегда портит внешний вид костюма, делает его ненастоящим.

Собственно, наше мнение таково, что бедная, но натуральная одежда ВСЕГДА лучше богатой на вид яркой синтетики.

Комплекс: лейне (рубаха), лейнте(нижняя рубаха), ионар (куртка), брат (плащ), пояс, обувь – для мужчин. Лейне, лейнте и брат – для женщин.

В виде исключения – короткие бриджи и куртки для мужчин.

Лейне - этот вид одежды был наиболее распространен в Ирландии с незапамятных дней до 16го века. Представляет из себя длинную льняную рубаху, доходящую как минимум до середины голени, расклиненную, возможно очень широко и обширно, до 16 клиньев. От своего появления в глубине веков лейне постоянно эволюционировала, развиваясь от короткой к длинной, от двуклинной к шестнадцатиклинной и плиссированной, от узких рукавов до широчайших, висящих до самой земли, встречались и образцы без рукавов. Существовали разные виды выреза ворота – треугольный, формы “Т” и другие. Имели место лейне с разноцветными клиньями, с выделением цветом рукавов. Украшались вышивкой. Это основа любого ирландского костюма. Вы можете выбрать ЛЮБОЙ вид лейне для своей одежды. Фактически, любая длинная льняная рубаха ниже колен будет признана нами лейне (в исключительных случаях возможно ношение верхней рубахи из шерсти, но это нежелательно).

Лейнте – сведений о лейнте крайне мало, они преимущественно шотландского происхождения. Многие даже вовсе отрицают ее существование, но мы предлагаем вам ее как необязательный вариант к рассмотрению.

Лейнте – короткая лейне, до середины бедра или чуть ниже, проще говоря, это типичная льняная рубаха. Можете носить под лейне для удобства. Любой вид, любые рукава и вырез будут приемлемы. Несмотря на то, что лейнте вообще говоря понималась как короткая рубаха, мы допускаем и ношение длинной нижней рубахи из льна, которая в женской одежде может быть даже длиннее, чем лейне. Цвет преимущественно белый. Любая нижняя льняная рубаха будет признана нами лейнте.

Вариант комбинирования верхней и нижней рубах для девушек: нижняя рубаха - с длинными рукавами, по щиколотку; верхняя рубаха - с рукавами любой длины или без рукавов, умеренно короче нижней (не короче, чем до середины голени). В этом случае целесообразно украсить вышивкой не только верхнюю рубаху, но и выглядывающие из-под нее фрагменты нижней.

Рекомендации по пошиву лейне и лейнте представлены отдельно.

Ионар (или инар) – это куртка, появление которой обычно относят к 9му веку. Запашная куртка из сукна или кожи, без пуговиц, с так называемыми нарукавьями, то есть с несшитыми рукавами. Часто богато украшенная, на части изображений СПЛОШЬ покрыта сложной вышивкой. В истории эволюционировала к образцам с плиссировкой по низу, шириной в ладонь или полторы. Нарукавье впоследствии все-таки облегало руку на запястье, манжетом. Вопреки Каренену, постоянно изображается с лейне (у Джона Деррика, например - http://albanach.org/Watercolor.jpg), красива и удобна. Пусть вас не смущает поздняя одежда девушек на заднем плане этой иллюстрации - мужской костюм Ирландии был крайне традиционен, держался в едином стиле до 16го века. Йонар часто имел подкладку, возможно, контрастного цвета. Любая короткая суконная или кожаная куртка с нарукавьями будет признана нами йонаром.

Брат – плащ. Допустима прямоугольная или полукруглая форма плаща. Плащ может быть украшен вышивкой. Брат можно носить многими разными способами – классический с застежкой в виде длинной иглы с колечком на плече, либо можно перекинуть сложенный брат через одно плечо и заправить под пояс; можно сложить его вдвое, слева прижать поясом, и, пропустив за спиной, заколоть на плече справа; есть и другие способы. Все возможно, здесь можно даже проявить некоторую фантазию. ТОЛЬКО ИЗ СУКНА (ворсистой пальтовой ткани)!!!

Бриджи - вообще говоря, они от лукавого. Их, по описаниям, носили гонцы, колесничие и слуги. Если вы хотели бы сыграть одного из таких персонажей, оденьте узкие облегающие суконные бриджи. Других типов штанов в Ирландии до 14го века не было.

Примечание: нося бриджи, будьте готовы каждому встречному рассказать, гонец вы, колесничий или слуга. Рекомендую все носящим лейне задавать этот вопрос человеку, которого вы видите в бриджах.

Обувь

Помимо реконструкторской и псевдореконструкторской обуви будет допущена любая "цивильная" обувь, не имеющая шнуровки, видимых молний и других застежек, острых, длинных или квадратных носов, высоких каблуков, якро выраженных элементов синтетики, ярко видимых лейблов. Цвет - черный, коричневый (от темного до светлого).

Рекомендации по пошиву обуви представлены отдельно.

Украшения ткани: вышивка, оторочка

Полагаем глупостью вводить правила и давать рекомендации по украшению, потому что ни один исследователь Ирландии не сможет вам подробно осветить данный вопрос. Делайте так, как считаете нужным, но помните - никаких люрексов и магазинных тесемок. Материалы по кельтским орнаментам общедоступны. Вообще говоря, вышивку можно заменить или дополнить оторочкой краев одежды тканью другого цвета, либо вообще не использовать подобные украшения - они не обязательны в ирландской традиции.

Пояса

Материалы по ирландским поясам мне неизвестны, поэтому могу предложить ношение кожаного, тканого или суконного пояса ТОЛЬКО РУЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА. Лучше не носить никакого пояса, чем вынуть его из джинсов. Застегивается пряжкой. Офицерские ремни категорически запрещены. Допускаю даже варианты суконных кушаков, завязывающихся на боку, но только не ремни промышленного производства. Строго не рекомендуются пояса с цепочками из эзотерических магазинчиков типа "Ганг" и т.п.

Головные уборы

Мы не рекомендуем вам ношение головных уборов ввиду их полного отсутствия в ирландской традиции. Единственный допустимый вариант - йонар с капюшоном, который можно наблюдать на некоторых отдельных изображениях.

Цвета ткани

В многочисленных статьях указывается, что одежда тех времен была неяркой, преобладали блеклые тона - следствие особенностей окрашивания ткани. Но я предлагаю вам носить максимально яркие (не кислотные, конечно) цвета, и вот объяснение. Во-первых, как уже было указано, какой в действительности была одежда "в то время" мы не знаем. Во-вторых, в скелах яркие краски, безусловно, преобладают. И, в-третьих, сам образ ирландского героя или девы располагает к ярким тонам.

Существует широко известный отрывок из "Анналов.."

...Таково было различие, сделанное между ними: один цвет в одежде рабов; два в одежде воинов; три в одежде славных героев или юных правителей земель; шесть в одежде оллавов; семь в одежде королей и королев.

На игре мы частично принимаем данный закон, причем цвета вышивки и оторочки считаются, как и цвета клиньев и вставок.

Немного расширим и видоизменим этот закон:

· три-четыре цвета в одежде славных героев и прекрасных дев/жен;

· пять цветов в одежде филидов и брегонов;

· шесть цветов в одежде племенных королей и детей королей пятин;

· семь в одежде оллавов, риг-филидов и риг-брегонов;

· семь цветов в одежде королей и королев; в одеждах владык обязательно наличие красного цвета;

· цвет друидов - белый, остальные персонажи на игре в белых одеждах не ходят.

Мастерская группа рекомендует присылать в скорейшее время мастеру по антуражу Сергею Висленеву на ящик spm111@yandex.ru предполагаемые комплексы одежды на обсуждение, слать фотографии, задавать вопросы. Помните - окончательное решение по вашей заявке не может быть принято без утверждения вашей одежды.

Frequently Asked Questions

1. Сражаться в лейне неудобно! - Вы просто не пробовали. Достаточно расклиненная лейне позволяет с легкостью выполнять любые приемы. Если уж совсем мешает – воспользуйтесь традиционным ирландским способом, подотките под пояс на время.

2. Данный комплекс - это требования или рекомендация? - Можно сказать, что и то и другое. Штаны не были типичны для Ирландии, и не стоит в них приезжать.

Никакого скандинавского заимствования во времена Кухулина не было, поскольку не было еще скандинавов J .

Килтов не было не только у ирландцев, но и у шотландцев до 18го!!! века, а у большинства шотландцев их не было НИКОГДА! Так что не стоит ехать в килте.

Так в чем же остается, как не в нашем комплексе?J

3. Какие цвета использовать в одежде? - Отдайте предпочтение зеленому, красному, синему, черному цветам, хотя это абсолютно неисторично. Исторично – бледный коричневый, желтоватый, розовенький, тусклый зеленый. Можете выбирать. Отмечу, что среди сплоченных коллективов было “модно” одеваться с ног до головы в один цвет и даже оружие красить этим цветом.

4. Необходимо ли шить одежду из натуральных тканей или можно употреблять синтетические? - Ответ лежит в самом вопросе – вы хотите одежду или костюм? Одежда – это то в чем ходят в жизни, а костюм – то, в чем ходят на карнавал. Я бы настойчиво рекомендовал шить только из натуральных тканей- и вы получите неземное удовольствие от ношения такой одежды.

Конечно, никто вас не “забракует” за синтетику – но среди правильно одетых людей вам может быть неуютно.

Менее строгая рекомендация относится к ручному пошиву – попробуйте, не пожалеете. Разница есть!

5. Можно ли носить скандинавские элементы? - КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО, тогда не было скандинавского влияния.

6. Допустимы ли волшебные элементы из скел (например, туфли из белой бронзы)? - Да, они допустимы и приветствуются, если вы - волшебное существо. Все что вы найдете в скелах, допустимо.

7. Возможно ли совмещать одежду “цивильную” и игровую? - НЕТ. Костюм (плащ из занавески) можно, а ОДЕЖДУ – нельзя. Это ужасно смотрится, и я не могу придумать оснований для этого. Холодно – одень два лейне, или лейне и лейнте, а сверху йонар, а еще брат. Жарко – брат не надевай. Бегать не удобно – подверни лейне. Дождь – закутайся в брат, его можно накинуть на голову, и если он из шерсти, а не из шторы, то он сдержит воду. Ничто не оправдывает джинсов из-под лейне!

8. Но ведь на ирландских барельефах есть килты! - это не килты, это плиссировка ионара, либо складки плиссировки лейне, либо ирландская стеганка – “котун”. А главное - черт с ней, с историчностью - килты ассоциируются с совсем другим типажом героя. Ирландский герой ходит в лейне. Dixi.

Изображения по теме:

http://albanach.org/leine.html - прекрасная статья о лейне, куча картинок, всеми МУЖСКИМИ можно пользоваться (помните, мужской костюм менялся слабо, был архаичен), в конце выкройка, не самая сложная.

http://www.cs.dartmouth.edu/~wittie/sca/garb/simple.html - некий особый взгляд на ирландскую одежду, но интересные картинки, про этот peplos я впервые от них узнал. Я думаю, в таком ходить можно.

Вскоре последуют наши фотографии с различными вариантами ношения одежды.