Назад

Карточные игры во Франции XVIII века

В конце XVIII века во Франции были очень популярны карточные игры. Это увлечение охватило как высшие, так и низшие слои общества. В Версале играют целыми ночами и проигрывают целые состояния. Одной из самых азартных картёжниц того времени, считается королева Мария-Антуанетта, по чьей инициативе карточные игры и стали так популярны. Играющим даже разрешалось даже сидеть в присутствие королевских особ.

Многие дворяне в конце XVIII века владеют игорными дамами, а маркиз де Силлери, супруг госпожи де Жанлис, устраивает ежевечерние встречи карточных игроков в своём салоне.

Большинство игр, популярных в XVIII веке, сейчас, увы, не так хорошо известны нашим современникам. В лучшем случае, мы слышали только названия. Правила их очень просты, и легко запоминаются. Особенно это относится к играм Ландскнехт и Макао. Возможно, эта статья с обзором правил популярных карточных игр XVIII века поможет вам воссоздать старинную атмосферу и почувствовать тот азарт, который заставлял людей проигрывать миллионы…

ЛАНДСКНЕХТ

Игра изобретена во Франции во времена Людовика XIII. Играется в две полные колоды из 52 карт, хотя можно играть в три, четыре и более колод. Количество игроков неограниченно.

Перед началом игры каждый из игроков вносит заранее оговорённую сумму в запасной фонд.

Банкомётом бывает каждый по очереди. Остальные игроки называются понтеры. Банкомёт ставит на кон какую-нибудь сумму, а сидящий слева от него понтер идёт на неё (то есть вносит такую же). Впрочем, разрешается, чтобы ставка была разделена между несколькими понтерами, но только с их согласия. Если согласия не последует, то за остальную часть ставки отвечает запасной фонд.

Когда понтеры определились со ставкой, банкомёт открывает две верхние карты из колоды. Первую карту он кладёт себе, а вторую – первому понтеру, сидящему слева. Затем, в середину, между этими картами, выкладывает колоду по одной карте, и, когда выйдет карта одного достоинства с разложенными направо и налево, определяется выигрыш.

Пример: Правая карта, которая принадлежит банкомёту, держащему ландскнехт, - дама, а левая карта, принадлежащая понтеру – валет.

Если первым выйдет валет, то банкомёт проигрывает и передаёт колоду для сдачи следующему игроку. Если выйдет дама, то банкомёт выигрывает. В этом случае он может забрать деньги с кона, но тогда банкомётом станет следующий игрок, или он может сделать следующую ставку, которая опять должна быть покрыта понтерами, и начать новую сдачу. Если на обе стороны выйдут одинаковые карты, то это всегда в пользу банкомёта. Если предыдущий банкомёт забрал деньги с кона, то следующий может ставить на кон либо точно такую же сумму, которая была только что снята, либо заранее условленную минимальную ставку. Если игроки отказываются понтировать сумму, предложенную банкомётом, то он имеет право играть на капитал запасного фонда.

 

МАКАО

Играется в две полные колоды из 52 карт. Число игроков неограниченно. Игроки садятся по вытянутым картам. Сдачу начинает вытянувший самую младшую карту. Тот, кто сдаёт, называется банкомётом, остальные игроки – понтеры.

Сдача производится так: банкомёт даёт каждому игроку, не исключая себя, по одной карте. Эту карту имеет право смотреть только тот игрок, которому они принадлежит.

Размер ставки определяются до начала игры.

Смысл игры заключается в набирании очков. Выигрывает тот, у кого окажется девятка или составится девять очков из двух карт.

Банкомёт досдаёт карты каждому желающему игроку. Фигуры и десятки не считаются, играющие вправе сбрасывать их в сторону и требовать новую карту. Туз считается за одно очко.

Карты банкомёта, равные по очкам картам понтеров имеют преимущество.

Набрав девять очков, игрок выигрывает три минимальные ставки, восемь очков – две минимальные ставки, семь очков и ниже – одну минимальную ставку.

Банкомёт выплачивает выигрыш только тем игрокам, у которых карты выше по очкам, чем его собственные. Игроки платят банкомёту в аналогичном же случае.

Например, если банкомёт набрал 8 очков. Он выплачивает условленные ставки понтерам, имеющим 9 очков, а с остальных получает сам; если банкомёт набрал 7 очков, он выплачивает условленные ставки понтерам, имеющим 8 и 9 очков, с остальных получает сам; если банкомёт набрал 6 очков, то выплачивает понтерам, имеющим 7, 8 и 9 очков, а с остальных получает сам и так далее.

Далее банк передаётся игроку, сидящему слева от банкомёта, и начинается новая сдача.

БАККАРА

Эта игра была очень популярна во Франции. Она имеет много сходства с Макао. В Баккара играют в две полные колоды по 52 карты. Число игроков неограниченно. Садятся произвольно, а не по картам. Игроки могут в любой момент прекратить игру и ототйти от стола, а также могут примкнуть во время сдачи, разумеется, с разрешения банкомёта.

После того, как карты будут стасованы, банкомёт обязан дать одному из играющих снять колоду. Карты сдаются банкомётом по одной, сначала по часовой стрелке всем игрокам, не исключая и себя. Потом по второй карте против часовой стрелки. Таким образом, каждый игрок получает по две карты.

Карты с фигурами ценятся по 10 очков, а остальные – по цифре указанной на них (Например, семёрка – семь очков, восьмёрка – восемь и т.д.)

Каждый понтер, прежде чем получить от банкомёта две карты, должен положить возле себя ту сумму, на которую готов рискнуть.

Банкомёт каждую ставку удваивает.

В Баккара самыми лучшими выигрышными очками считаются 9, 19 и 29. Чуть менее удачные: 8, 18, 28, и 7, 17, 27 . Цифры 6, 16 и 26 очков в расчёт входят, но имеют гораздо меньшие шансы.

Карты банкомёта всегда имеют преимущество перед картами понтеров, то есть если встретятся одинаковые цивры у того и у другого, то ставку берёт банкомёт.

Если у банкомёта будет 9 или 19, то он сразу открывает карты и забирает себе ставки понтеров.

Если у банкомета выпадет 8 или 18 очков, а у одного или нескольких понтеров 9 или 19, то банкомёт выплачивает им всем, а с остальных получает сам.

Если ни понтеры, ни банкомёт не имеют на руках ни 8, ни 9 очков, то позволительно прикупать. Порядок прикупки следующий: сначала карту получает понтер, сидящий с правой стороны, потом, сидящий с левой, потом опять понтер с правой, сидящий за уже прикупившим, за ним снова понтер с левой стороны и т.д. После всех банкомёт имеет право прикупить для себя.

После того, как некоторые из понтеров или банкомёт объявили игру на своих картах, карты всеми игроками открываются. Очки проверяются и определяется выигрыш или проигрыш.

Примеры: если у банкомёта 6 очков, в у одного из понтеров 7, а у другого 5, то первому банкомёт выплачивает, а со второго получает, но если и у того и у другого понтера по 7 и по 8 очков, то банкомёт выплачивает им обоим, если же у банкомёта и у понтеров по 6 очков, то все ставки (одинарные понтеров и двойные банкомёта) делятся на столько равных частей, сколько игроков имеет это количество очков.

В Баккара банкомёт не обязан передавать право сдачи другому игроку.


Назад